В Омск.

	В объезд Казахстана.

 	Понедельник, 13.07.98 Автомобильная развязка у Кургана. 

 	Проснулся в 6 утра. Сходил в ближайшую деревню, умылся колодезной водой. 

	Погода жаркая, дождя не было больше недели. Как только встал на вчерашнее 
место – тут же взял МАЗ на 120 км. Водитель ехал из Челябинска в Петухово. В 
пути мы обсуждали наличие потока транзитных машин через Казахстан. 

	Водитель убеждал меня, что большая часть машин сворачивает в Макушино на 
север и едет на Омск в объезд Казахстана. По его словам, четыре таможни 
представляют очень серьезную проблему для транзитных машин (проверки, 
поборы, придирки и прочее). Намного легче сделать крюк в 300-400 км, чем 
терять время, нервы и деньги при пересечениях границ. В соответствии с этой 
теорией, он высадил меня в 9-15 на перекрестке с дорогой Макушино – 
Частоозерье и рекомендовал брать машины как едущие прямо, так и налево, 
главное, чтобы они шли до самого Омска. Если садиться в более близкую 
машину, то я рискую застрять надолго. 

	 Я поблагодарил водителя за полезные сведения, хотя как стопить в две стороны 
– я не знал. Машин было немного. Молоковоз до Петухово я решил отпустить. 

	Встав непосредственно перед перекрестком, я раскрыл атлас и стал обдумывать 
дальнейшие действия, на тот случай, если дальних машин не подвернется. Тут я 
вижу приближающуюся колонну дальнобойных грузовиков. Приготовился 
стопить, но, неожиданно грузовики сами останавливаются не доезжая до меня 
25 метров. Неужели приняли меня за Гаишника?

 	Тем временем, водители всех трех машин вышли из кабин и собрались вместе, 
тыкая пальцами в свой Атлас СССР. Я сообразил, что они терзаются теми же 
проблемами что и я. Подойдя и поприветствовав, я предложил им свои 
скромные услуги, т.к. атлас у меня был 97-98года, и к тому же, последний 
подвозивший водитель, объяснил мне по карте, каким маршрутом ехать через 
Тюменскую область. В итоге водители решили-таки ехать через соседнюю 
область, с намерением выехать на трассу 1Р402 в районе города Ишим. Я 
загрузился во вторую машину, в 9-45 наша колонна двинулась в путь. Состав 
колонны: три грузовика VOLVO везли из С.-Петербурга в Омск 
спиртоделательный завод из Германии, к ним присоединился Mercedes из 
Москвы, едущий в Новосибирск. 

 	До села Беляковского по дороге был отличный асфальт. После сего села – 30 
км. пыльной, раздолбанной грунтовки, впрочем, когда-то тоже бывшей 
асфальтом. Как я и предполагал, самый плохой участок был на границе двух 
областей. Как только проехали село Бердюжье (уже Тюменской области), сразу 
началась хорошая трасса, по которой мы промчались «с ветерком» до самого 
Ишима. В 12-50 доехали до въездного поста Ишима, но там нас завернула в 
сторону Тюмени «Дорожная Инспекция». Пришлось ехать в сторону от Тюмени 
до села Тоболово. Там мы переехали Ж/Д переезд и вышли на трассу Тюмень-
Омск. 

 	Вскоре остановились поесть. Для водителей это был обед-ужин, для 
автостопщика – завтрак-обед. Приготовили на газовом примусе суп с мясом и 
жареную картошку. Сделали салат из огурцов, помидоров и домашней сметаны. 

	На мои робкие попытки предложить использовать хотя бы мой сахар или чай, 
(мол, потом же нести рюкзак будет легче, и вообще, все это даренное на 
Фестивале), водители замахали руками: «…Тебе еще пилить и пилить до 
Байкала!» 

 	Трасса до Омска очень хорошая. Только в отличие от Сибирского тракта, на 
этой трассе не было деревень, а следовательно и колодцев, кафе-шалычен и 
прочего сервиса. Только километров за 40 до Омска, мы смогли купить 
минералки в сельском магазине. 

 	В 19-30 въехали в Омск. Водители заехали на охраняемую стоянку, оттуда я и 
позвонил по имеющимся Омские вписки. Я бы вполне мог договориться с 
московским водителем завтра ехать в Новосибирск, но уж очень мне хотелось 
посмотреть Омск, я боялся, что даже одного завтрашнего дня будет мало. 
Распрощавшись с охранниками стоянки и водителями, в 20-00 голосую на 
оживленной улице в сторону центра. 

	 Сразу тормозиться ГАЗик с двумя молодыми парнями:

	- …, подвезете?
	- Нет проблем. Давай "червонец" и отвезем.
	- Да я же объяснил, что автостопщик, это значит, что еду без денег…
	- Ха-ха! Автостоп! Да тебя отсюда никто просто так не увезет!
	- Это мы еще посмотрим, – Отвечаю не менее самоуверенно, - Поспорим, что 
через пять минут меня уже здесь не будет?!
	- Да брось! Давай на червонец?!
Особого желания спорить на деньги у меня не было.
	- Конечно. Только как я вас потом догоню? 
	- А мы здесь стоять будем.
	- Только отъедьте чуть в сторонку, а то вы мне все место загородили…

	ГАЗик отъезжает на пять метров вперед, стает у обочины, габариты гаснут, а из 
приоткрытой дверцы выглядывают две довольно улыбающиеся физиономии…

	 Все это я наблюдаю «краем глаза» а сам махаю рукой пред «Жигулями», 
останавливаются.

	- Добрый вечер. Я путешественник из московской области в Иркутск еду. А 
сейчас мне нужно на Зеленый бульвар. Если Вам по пути, подвезете?
	- Ну, вообще-то я в гараж… (а сам остановился зачем, если – в гараж?!)
	- Ну, хоть до поворота на Ваш гараж, а там я еще что-нибудь поймаю…
	- Ну, …садись.

	Сажусь и «делаю ручкой» ГАЗику. Не нужен мне ваш червонец. Я и без него 
проживу. Как говорит Антон Кротов: «Мудрецам деньги не нужны, а с 
деньгами и дурак куда угодно доедет…» Парни от удивления чуть не 
вываливаются из кабины. Глаза «по пятаку», показывают вдогонку Большой 
палец (а-ля Шанин), понимаю их без слов: «Автостоп – здорово!»

	 Пока рассказывал водителю про перемещение автостопом он уже проехал свой 
гараж. Довез до поворота на Зеленый Бульвар и, развернувшись, поехал 
обратно, указав мне, где голосовать на бульваре. Перешел через улицу на 
позицию – останавливается Москвич. Этот водитель спросил меня про мое 
отношение к Богу. В московском метро этот вопрос означает, что человек 
«зарабатывает на жизнь» тем, что приводит в какую-нибудь секту новых 
«уверовавших», но здесь человек уже меня везет, да еще и туда, куда я его 
прошу. Почему бы и  не поговорить… Пока я «вкратце» объяснял свое 
понимание Религии и Веры, он, как мне показалось, излишне долго кружил по 
бульвару, то разворачиваясь, то заезжая во дворы. Это был Евангелист, который 
надеялся, что меня можно «обратить» в «правильную веру». 

 	Наконец он высадил меня возле нужного дома, одарив сектантской 
литературой, и сказав, с вздохом что «…сердце мое не открыто».

 	Когда я уже ужинал на Вписке, то узнал что местное время уже двенадцатый 
час! Три часа разницы с Москвой! 

	Омск – город контрастов.

	Теперь буду писать, для удобства, местное время. Где надо (в скобочках) – 
указывать Московское. 

 	Утром, пока общался за завтраком с Димой, на улице прошел дождичек 
(впервые после Самары). Ура! 

 	Вышел на улицу – сразу заметил, что посвежело, только воздух непривычно 
грязный. Вчера, когда въезжали в Омск, за несколько километров увидели 
трубы котельной, из которых валил черный дым, прямо в сторону города. 
Сейчас дует ветерок, а что здесь будет при безветрии и в жару?!

	 Через дворы дошел до оживленной улицы, которая шла по мосту через Иртыш, 
прямо к вышке телецентра. Взял «Жигули» до того берега. Недалеко от 
телецентра, по улице Горная, в доме 13, расположен Областной Центр Детско-
Юношеского Туризма (ОблЦДЮТ). Там я обнаружил туриста, нашивающего 
заплатки на спасжилеты и женщину-краеведа, которая предложила мне кофе с 
булочкой. Общаясь, выяснил у них сведения о достопримечательностях и 
музеях Омска. Рассказав о путешествиях Мудрейшими Способами, я 
попрощался с гостеприимными работниками ОблЦДЮТ и пошел стопить в 
сторону Исторического центра города по главной магистрали, которая шла 
параллельно Иртышу. 

 	Два парня лет двадцати в иномарке остановились сами, хотя я по ним и не 
голосовал. Попросил подвезти в «сторону центра». Узнав, что я путешествую 
автостопом на Байкал, парни оживились: «…Слышь, братан,  - настали другие 
времена. Надоело с всякими … базарить, захотелось, с культурными людьми 
пообщаться, с путешественниками там…»

 	Один из них все больше молчал, другой же оказался «вполне нормальный 
банит». Узнав что я из Подмосковья, он стал называть мне фамилии 
московских «авторитетов» и удивлялся, что я их не слышал: «…ну как ты про 
него не слышал?! Это же мультимиллионер в долларах! Как ты можешь не знать 
его фамилии?…»

	 Далее мне предложили устроить экскурсию по городу, «вот только мы в 
автосервис съездим…» Так мы и ехали, общаясь, по центральной улице Омска. 
Для того чтобы общаться «с путешественником» в будущем, у меня попросили 
визитку с E-mail. Я стал подумывать, как бы мне покинуть «гостеприимную 
машину» не обидев хозяев.

	 Тут мы как раз проезжали мимо пикетов у здания администрации. 
На лужайке, прямо под окнами, расположился целый палаточный 
лагерь с красными флагами. Ого! Надо запечатлеться на фоне «Исторического 
момента», подумал я и попросил высадить меня здесь. Остановились на стоянке 
пред мэрией. 

	- Вон, видишь, человек в шортах стоит с радиотелефоном?
	- Ну, и что?
	- Это ФСБ, следит как бы коммунисты чего не выкинули.
	- А что они еще могут «выкинуть»?
	- Не знаю. Но пойдем мы с тобой вместе сходим, а то я тоже ни разу к ним не 
подходил.  
	- Хорошо, заодно меня сфотографируете.

	На палатках висели лозунги и призывы, которые, на мой взгляд, были 
справедливые. Мои провожатые читают вслух: «Президенту – зарплату 
Академика! Министру – Доцента! Депутату – Студента!», «Будет работать 
Оборонка – будут деньги на зарплату учителям!», «Долой задержки зарплаты 
милиции!» Вот это да! У нас хоть милиции вовремя плотят!  Особенно 
повеселил их лозунг «Мафия не пройдет!».

	- Слышь, Вась! Мы оказывается куда-то не пройдем! 
	- Ха-ха! Ты куда-нибудь собрался?
	- Я – нет. А ты?

	Все эти лозунги вызывали у «мафии» только улыбку умиления. Мне стало как-
то неудобно стоять здесь с ними и глазеть. Я достал фотоаппарат, чтобы 
сфотографироваться. Однако общий план взять было трудно – сразу за нашими 
спинами мчались по проспекту машины. Выйти на проезжую часть я не 
решался, т.к. рядом стоял постовой милиционер. Неожиданно, один из моих 
провожатых взял фотоаппарат, жестом подозвал милиционера и попросил: 
«Слышь, братан, останови-ка машины, тут путешественник у нас 
сфотографироваться хочет…»  Так я и сфотографировался на фоне пикетов. 
Палаточный лагерь у здания администрации Омска. 14.07.98.
 
	Далее, я пошел пешком гулять по центру города. Пройдя несколькими 
историческими улицами и поглазев на многочисленные мемориальные доски, 
вышел на мост через реку Омь. Сами же омичи, называют ее ласково, Омкой. 

 	Омка была очень мутной рекой с сильным течением. Недалеко от моста она 
впадала в Иртыш. Река Иртыш была так же весьма мутной, но ее муть была 
светлее чем в Омке; поэтому грязный шлейф от Омки виден далеко в русле 
Иртыша. 

 	На стрелке двух рек выситься красивое здание Речного вокзала, очертаниями 
своими напоминающее крейсер. На площади перед Речным вокзалом, 
замосщеной брусчаткой, покоиться Шар огромных размеров. Издали он 
напоминал Инопланетный корабль, приземлившийся на стартовую площадку. 
Шар оказался Памятником Покорителям Сибири, возле него очень заманчиво 
было сфотографироваться. 

	 Вокзал изнутри оказался светлым и просторным. Я переписал для В.Э. 
расписание пароходов Омск – Салехард. На первом этаже здания было 
множество киосков и магазинчиков, наподобие павильонов ВВЦ в Москве. На 
втором этаже - множество мягких сидений, отделение милиции и загадочная 
стеклянная дверь с надписью «Комната ожидания пассажиров». Зайдя за дверь, 
я увидел тетушку на стуле, которая охраняла лестницу на третий этаж. Я 
поздоровался с ней и спросил: 

	- А что значит «Комната ожидания пассажиров»?
	- Здесь отдыхают наши пассажиры. – Вежливо ответила тетушка.
	- А как Вы отличаете «Ваших пассажиров», по билету?
	- Нет, билетов не надо, достаточно документа, паспорта…

	Я не стал подниматься на третий этаж, чтобы заценить уровень комфорта в 
«Комнате…». Выйдя на берег Иртыша, я решил прогуляться вдоль городского 
пляжа. Светлая муть, содержавшаяся в воде Иртыша, на ощупь оказалась 
склизкой, неприятной. Даже в ладонях жидкость имела грязно-белый цвет. 
Короче, купаться мне в этой воде не хотелось. Однако, местные жители 
купались, несмотря на то, что по пляжу стояли таблички «Пляж закрыт! 
Купаться запрещено!» Никто их не гонял из воды, впрочем, так же как и в воду.

 	Уйдя с пляжа, пошел в город разыскивать Краеведческий музей.

 	Музей запомнился тем, что в Зале Природы, помимо уже привычных чучел 
птиц и зверей, по полу были нарисованы цепочки следов. При некоторой доли 
воображения, можно было представить себе, будто ночью чучела оживают и 
гуляют по залу, оставляя следы. Остальные экспозиции музея не менее 
интересны, особо хочется отметить «Азиатскую Россию» - именно то, что 
хотелось узнать о народах Азии. 

 	После осмотра Краеведческого, направился в Музей Изобразительных 
Искусств им. Врубеля. Как гласила табличка «Музей открыт до 19-00». Я 
пришел без десяти шесть и был остановлен при входе милиционером-
охранником. Он сказал, что касса работает до шести, «она уже ушла», и никого 
из администрации уже нет, и вообще «приходи завтра». Мне оставалось только 
записать телефон музея, и надеяться, что в следующий раз «касса не уйдет 
домой» раньше времени. 

  	Следующее дело, которое мне нужно было осуществить в Омске, – написать 
письмо домой через Интернет. 
	 Здесь я сделаю некоторое отступление для тех, кто еще не знает, как 
пользоваться этим могучим и универсальным средством связи.

 	InterNet – всемирная компьютерная сеть, связывающая десятки миллионов 
пользователей по всему миру. Можно посылать друг другу письма, фото-
видеоинформацию, рисунки, тексты и многое другое. Стоимость Итернет-
услуг подчас довольно низкая. Как правило, организация платит только за 
подключение и фиксированную абонентскую плату фирме-провайдеру. Многие 
«предприимчивые» организации, занимаются оказанием платных Интернет-
Услуг (например, почта), при этом они берут плату за каждое слово (как в 
телеграмме) или за каждый неполный Килобайт информации. Это наглое 
надувательство! Знайте, что в данном случае, это ничего не стоит для 
фирмы, а с Вас они берут деньги в собственный карман. 

 	Но! Мудрецам не нужно платить за связь через Интернет. У каждого из Вас в 
родном городе есть большое количество друзей, которые работаю в различных 
организациях. Во многих этих организациях есть доступ к Интернету, по 
крайней мере, к Электронной Почте. Пред поездкой в дальние страны (хоть в 
Гондурас) вы договариваетесь с Вашим другом, что на его адрес 
компьютерной почты (E-mail) будете присылать сообщения для Ваших 
близких, а он (приятель) будет их передавать к Вам домой либо в 
распечатанном виде (даже с фотографиями) либо по телефону. У этого 
могучего способа связи есть один явный недостаток – Вы не имеете в каждом 
городе друзей с доступом к Интернету. Однако Вы довольно легко можете 
завести их! Для этого Вам нужно зайти в организацию, где по Вашим 
предположениям, может быть Интернет. Вот примерный список «по 
убыванию»: Научные заведения, ВУЗы, солидные фирмы с иностранными 
партнерами, СП, крупные государственные структуры (мэрия, налоговая 
Инспекция, таможня), компьютерные фирмы и собственно Провайдеры, 
крупные Музеи и Выставки…

 	В какую конкретно организацию нужно обращаться в данном городе, легчше 
всего узнать у местной молодежи, лучше всего подходит для распросов 
«спешащий парень, в очках, с толстой яркой книжкой подмышкой». В разных 
городах, Интернет распространен в разной степени: в Москве и Питере есть 
даже во многих школах, в райцентре Козлово – нет даже в мэрии, в 
Академгородке Новосибирска – почти в каждом здании. 

 	Итак, Вы входите в одну из этих организаций. Не пугайтесь вахтера! 
Возможно он впервые видит в этих стенах человека с рюкзаком. Не давайте 
ему опомниться, сразу берите «быка за рога»:

	- Здравствуйте, в Вашем заведении есть Интернет? – этим вопросом Вы 
берете инициативу в свои руки…
	- М-м…. да…а… - выдавливает из себя вахтер и убирает руку с кнопки 
сигнала тревоги. 
	- Я путешественник. Путешествую автостопом из Москвы на Байкал и 
хотел бы отправить сообщение родителям о том, где я сейчас нахожусь…

	Если вахтер (охранник) сознался в наличии Интернета, но «упрямиться» и не 
хочет пропустить Вас в нужную комнату, грузите его информацией «до 
победного конца», полезно также оставить у него на хранение рюкзак. 

 	Попав в вожделенную  комнату, Вы здороваетесь с людьми, сидящими за 
компьютерами, объясняете им суть визита и свою сущность. 

 	Отправляя сообщение, полезно указать несколько адресатов, на случай если 
Ваш друг забудет проверить почту или потеряет сообщение. Так же полезно, в 
конце письма указать, что Вы пишете его от случайных людей и сейчас 
покидаете это место, – дабы Ваши друзья и близкие не завалили своими 
письмами ни в чем не повинных людей. Пока вы будете заниматься отправкой 
письма, сотрудники будут расспрашивать Вас, угостят чаем, обогатят 
сведениями об этом городе, а возможно, и предложат вписку. 
 	Как мне сказали молодые ребята, гулявшие в сквере, лучше всего мне 
обратиться в Омский Государственный Университет. 

  	Сменив четыре машины, я добрался ситистопом до этого могучего 
учреждения. В Первом корпусе располагался Интернет-Центр, который занимал 
аж целое крыло. На двери в коридоре висело объявление, предлагавшее всем 
студентам и преподавателям бесплатно(!) обзавестись личной интернет-
страничкой и адресом компьютерной почты. 

 	Я постучался в открытую дверь и попросил разрешения отправить письмо. Мне 
тут же освободили компьютер и я отправил в Дубну сообщение. Сообщил, что 
нахожусь в Омском Гос.Университете, все в порядке, завтра еду в Новосибирск, 
следующий раз напишу из Академгородка. 

 	Подарив Интернетчикам «В.В.» я покинул Университет, сменив еще две 
машины, приехал на квартиру-вписку. Там писал дневник, упаковал рюкзак. 

	После сытного и вкусного ужина попрощался с хозяевами и поехал ситистопом 
за город. Как ехать по городу я не знал, но это ничуть не смущало. 

	Останавливаешь машину и говоришь: «Доброй ночи. Я автостопщик, еду на 
попутках от Москвы до Байкала. Подвезите меня, пожалуйста, в сторону выезда 
на Новосибирск". На двух машинах довезли до улицы 10-тилетия Октября, 
которая и была началом трассы М-51. Третий водитель сообщил, что эта дорога 
плохая, т.к. содержит 150 км грунтовки. Сейчас, мол, почти построили новую 
дорогу, которая идет параллельно железной дороги, все транзитные машины 
едут в Новосибирск по ней. Памятуя, что Атласу Автомобильных дорог нельзя 
доверять буквально, и что местные водители вполне могут пользоваться 
дорогами не обозначенными в самых новых Атласах, я решил ехать по Новой 
дороге. 

 	Из Омска нужно было выехать в сторону Новомосковки, проехав два виадука 
нужно свернуть направо. От этого поворота меня и вывезли на Новую трассу. Я 
планировал заночевать здесь, а завтра «поймать утреннюю волну» и за день 
доехать до Новосибирска. Глубокой ночью я сошел с трассы возле таблички 
«Калачинск-84», поставил палатку под березами и лег спать. 

=дальше, следующую главу=

Повествование Григория Лапшина "Автостопом на Байкал" ©

Zip архив всей книги (160 кб.)