Кругобайкальская дорога - специальный сайт!
КРУГОБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА


    Если вы когда-нибудь бывали на Байкале, то наверняка видели всю красоту
этого необычного места. А если вам не приходилось бывать там, то езжайте
туда и оцените всю красоту сами.

    Когда-то давно, еще в начале века, Россия приняла решение о строительстве
железной дороги, соединяющей Центральную Россию и Дальний Восток.
Строительство шло полным ходом и докатилось до славного озера Байкал.
И чтобы все люди смогли оценить красоту этого места дорога была проложена
вокруг южного побережья Байкал . Если взглянуть на карту, то кажется,
что действительно дорога делает круг. Отсюда и название: Кругобайкальская
железная дорога.

    Строили ее в основном каторжники, которых сослали в Сибирь. Самую
красивую, западную часть дороги делали в основном поляки и прибалты,
которые своими руками пробивали в сопках туннели и клали вместе со
своими костями рельсы и шпалы. В Иркутске имеется и костел, построенный
каторжниками, которые остались жить в городе.

    В советское время около Иркутска была построена ГЭС и большая часть
земли, вместе с железной дороги, были затоплены водами реки Ангары.

    Транссиб проложили в другом месте и теперь он идет от Иркутска сразу
на юг и соединяется со старой железной дорогой в г.Слюдянка. Теперь
если человек едет на поезде он может полюбоваться Байкалом только
с его восточной части, а западная, самая красивая, остается от него
скрытой. Но люди, которые действительно хотят посмотреть на старую
железную дорогу, которая частично сохранилась и начинается от порта
Байкал (с левой стороны Ангары) и идет вдоль побережья до Слюдянки,
где соединяется с современным Транссибом, могут добраться до поселка
Листвянка по трассе от Иркутска (66 км). Это довольно холмистая дорога,
по которой имеется хорошее движение, в том числе и автобусное, а также
имеется цементный завод (хорошее соседство) к которому постоянно,
туда и обратно (в Иркутск), ездят КАМАЗы. Два года назад в середине
этой трассы был поставлен шлагбаум и с проезжающих машин брали деньгу
за въезд на территорию нац.парка. Но вскоре будку с "погранцами"
сожгли и пост перестал действовать. Сам поселок Листвянка выглядит
как большая улица, тянущаяся в сторону сопок. Так что границы поселка
довольно естественны: с одной стороны Байкал, а с другой - сопки.
Также в поселке есть порт, где стоят несколько кораблей и куда привозят
иностранных туристов автобусы из Иркутска. В этот самый порт раз
5 в день приходит из соседнего поселка Байкал паром и перевозит людей
из одного поселка в другой (через Ангару). Сам паром платный, но деньгу
берут за человека и за рюкзак после посадки и отправления, и берет
деньгу тетушка. Таким образом всегда можно договориться, ведь не высадят
же за борт?

    Порт "Байкал" имеет удобный вокзал с 4 скамейками без ручек.

    Летом 1998 года вокзал был заколочен, остался "магазин" и "Дежурная по станции". (Грил.)

    Отсюда начинается живая плоть старой железной дороги. Можно пройтись
по ржавым рельсам, которые уходят почти прямо в воду, но с той стороны,
где ходит "мотаня", рельсы довольно ухожены. Теперь что же
такое "мотаня"? Это такой синий маневровый тепловоз, который
вы видите на каждой станции таскающим туда-сюда товарные и пассажирские
вагоны. Единственное отличие "мотани" от маневровых тепловозов
было в том, что он был довольно чистеньким и свежевыкрашенным. "Мотаня"
занимается перевозкой двух пассажирских вагонов и двух товарных: одна
теплушка и одна платформа. Два пассажирских вагона "Мотаня"
таскает всегда, и они платные, остальные товарные - по обстоятельствам.
В теплушке местные перевозят разные мешки, велосипеды и коров, а также
в ней проезжают бесплатные пассажиры и никто их не гоняет. Иногда,
впрочем, она бывает заперта. Машинист "Мотани" может остановиться
по требованию пассажиров из теплушки, а также сам может объяснить
где лучше клюет и где можно поставить палатку. Также "Мотаню"
можно застопить в любом месте железной дороги. Очень красиво проезжать
но туннелям, которых на этой дороге очень много. Они пробиты для двух
путей, но второй путь разобран за ненадобностью, так как кроме "Мотани"
здесь ничего не ездит, когда едешь на "Мотане" перед глазами
проносятся прекрасные картины: тихий и большой Байкал, зеленые березки
и кусты, которые заглядывают к тебе в теплушку через открытую дверь,
маленькие лужайки, покрытые множеством цветов и палатками из которых
выглядывают люди и машут вслед "Мотане", которая ползет маленькой
змейкой вдоль Байкал и сопок, и ты машешь им в ответ. А в душе у тебя
такое хорошее настроение и ты хочешь опять сюда вернуться.

    (А.Винокуров, 1996)

:-) В "Вольной Энциклопедии-2" получилось аж два описания КБЖД.
Приглашаю Вас в раздел 38 RUS (Иркутская область)!


Дополнения к статье А. Винокурова 1996 г.

    Итак, вокзал в Байкале заперт и для ночлега непригоден. Можно прогуляться до
ближайшей станции пешком по рельсам 2,5 км. За первой галереей есть
хороший галечный пляж, а возле ж.д. поляна для стоянки со столом. Несколько
раз в день ходит дрезина – для денежных и богатых туристов, останавливать не
пробовали. Много грибов. Рыбаков нет. Вода очень холодная. Есть новые,
только что отстроенные турбазы – там можно воспользоваться кухней и вообще
переждать непогоду. «Мотаня» ходит раз в сутки туда и обратно.

    Отправление по Москве: из Байкала в 21-20, с Маритуя в 23-20, приб. В Слюдянку в 1-55. Из
Слюдянки в 9-00, с Маритуя в 11-37, приб. В Байкал в 13-40.

    Товарный вагон, визуально, был заперт. Дежурная по станции "Байкал" объясняла, что мы сможем
остановить "Мотаню" в любом месте, если будем совершать круговые движения
рукой. (Позже, на турбазах, люди убеждали нас в невозможности такого
варианта) – мы не пробовали. Ходит так же синенький самоходный вагончик
(вне расписания). Изнутри обделан коврами и шпоном, стоят кресла, и столик –
Новые Русские пьют коньяк и любуются пейзажами. Если подойти к нему на
станции (останавливается на каждой) то бесплатная вписка вполне реальна. Мы
подарили, на прощанье, Новым Русским, только что собранные грибы.
Вагончик курсирует "Слюдянка – Байкал" пока всё не выпьют.

    Туристов с палатками, описываемых Кротовым в «Магадане» не встречали совсем.
Магазины с продуктами только в Байкале и Слюдянке. Никакие "гопники" или
"егеря" не беспокоили – мы устраивали нудистский пляж в 3-х км от пос. Байкал.

    Григорий Лапшин июль-98. [email protected]

Кругобайкалка - очень полезный сайт! ( http://kbzd.irk.ru/ )

line1.gif (4491 bytes)

Вы находитесь в разделе ЖЕЛЕЗНЫЕ  ДОРОГИ

    © "ВОЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ" (ВЭ)    Предисловие
на сайте
Академии Вольных Путешествий (АВП)
    Для пользователей, для авторов, E-mail для добавлений и замечаний