Часть вторая.
АВТОСТОПЩИКИ НА 4000 М. НАД УРОВНЕМ МОРЯ.
(«Покорение» Эльбруса.)

…Туда не занесет, ни лифт не вертолет.
Там не помогут важные бумаги…
Туда, мой друг, пешком,
И только с рюкзаком,
И лишь в сопровождении отваги…
(Юрий Визбор)


13 Августа, пятница.
    Утром были на рынке Нальчика. Здесь вполне можно получить впечатление о
том, что такое «восточный базар»: толчея, гомон продавцов и покупателей. За
все нужно торговаться!
    Бананы продают не килограммами, а гроздьями: эта гроздь – 17 рублей, эта –
14, но можно и за 12 – торгуйся!
Дыни тоже продают не килограммами, а штуками. Средняя дыня стоит 6-7-8
рублей, как договоришься. Наконец мы нашли нужную нам гречку.
«Крупяные ряды» повергли меня в смятение. Представьте себе: длинный ряд
сомкнутых прилавков (метров 400), на прилавках стоят абсолютно одинаковые
пакеты с крупами, стоят в абсолютно одинаковой последовательности рис,
пшенка, гречка, манка, перловка, сахар, мука… Покупателей никого нет.
    Продавцов больше сотни. Самое удивительное – абсолютно одинаковая цена у
всех продавцов. Если у входа на рынок у продавца гречка по 23 рубля, то и у
всех остальных тоже самое. Мы прошли все 400 метров прилавков туда
обратно – одинаковая гречка, в одинаковых мешках, по одинаковой цене, у
более чем сотни продавцов! Я не выдержал и воскликнул громко, чтобы
слышали 5-10 продавцов: «А смысл?!…»
    - Здравствуйте, сколько у вас гречка стоит?
    - Тут же написано – 23 рубля.
    - Да, но у ваших соседей столько же.
    - ?! Ну и что?
    - А почему я должен покупать именно у вас?
    - А я почем знаю?!
    - Но вас же здесь больше сотни! Неужели нельзя цену сбавить хотя бы на 10
копеек? Быстро все продали бы и за счет оборота покрыли убытки! Рынок
же!
    - Больно умный нашелся. Хозяин велел продавать по 23, вот я и продаю.
    - Но откуда же у вас будет прибыль? Ведь за целый день может никто именно
к вам и не подойдет, покупателей я не вижу!
    - Слушай, а! Мне хозяин платит зарплату за то, что я здесь стою. Остальное
меня не касается!
    - И всем остальным «хозяин» то же платит за то, что они здесь «стоят»?
    - Конечно. Разве не понятно.
    - Кажется, понимаю. Некий человек скупил всю гречку в городе, скажем по
10 рублей за килограмм. Теперь он поставил 100 продавцов в ряд по 23
рубля. Даже если будут покупать только у одного, все равно вся прибыль
ему. 10 рублей с килограмма – ему и продавцам. 3 – за «крышу».
    Получается и он и продавцы довольны! Это называется «рыночные
отношения», понятно.
    - Давай, будешь покупать?
    - Нет уж. Не у вас, точно.
    Пошли по рядам еще раз. Заглядываю под прилавки – одинаковые мешки. Что
делать? Выбираем торговку, нам взвешивают 1 килограмм гречки.
Подкладываю своей рукой на противоположную чашу весов пустой пакетик.
Все продавцы смотрят на меня, как на больного! «Откуда ты такой взялся?» –
слышу возглас справа…
    Купили шербет и халву, копченую колбасу и консервы, макароны и кетчуп…
    По пути домой зашли в магазины.
    - Слушай, Наташ. Я вчера вон в том магазине видел твои любимые
шоколадные пряники. Ценника на них не было. Когда я спросил продавца,
по чем пряники, он назвал мне некую цену, чуть выше, чем в Дубне. Сейчас
я останусь на улице, а ты зайди, как будто одна, и спроси про пряники вон у
того усатого продавца…
    - А почему я?
    - Наверняка он назовет тебе цену ниже. А потом еще и поторгуешься!
    - Попробуем.
    Все вышло именно так, как я и предположил. У Наташи запросили цену
меньше чем у меня. Когда пошел разговор о покупке сразу двух килограммов
(ах, как я люблю эти пряники! ах, какие они сдобные и свежие…), то мы
получили скидку еще на три с половиной рубля.
    Единственное, чего я так и не понял, - как у них работает налоговая
инспекция?!
    Нагруженные продуктами вернулись мы на квартиру. Попрощались с
хозяевами.
    Взяли всего 10 минут прямо на проспекте машину, «до выезда из города, на
Баксан».
.     Водитель сказал, что едет в Баксан, но, узнав, что наша цель – Эльбрус, сам
заехал на баксанскую объездную и высадил нас у поста-развилки, под
указателем «ЭЛЬБРУС 110».
    Недалеко от развилки стояла ГАЗель, ее водитель ковырялся в моторе.
Проходя мимо, я поинтересовался:
    - Прошу прощения, помощь не нужна?
    - Нет. Спасибо. А вы куда путь держите, туристы? – спросил усатый
кавказский водитель, захлопывая крышку капота.
    - Да мы, вообще-то, автостопщики. Автостопом на Эльбрус добираемся…
    - А-а! Садитесь ко мне. До Тырныауза довезу. Все равно здесь вас больше
никто не подберет…
    Загрузив рюкзаки в кузов, где ехали школьные учебники, мы отправились в
путь по красивейшему Баксанскому ущелью. Оказалось, что осматривать
горное ущелье лучше всего именно из ГАЗели – лобовое стекло широкое и
высокое, обзор хороший во все стороны, а главное – вверх смотреть можно
    Проехали Кузбурун Первый и Кузбурун Второй. Вскоре началось легендарное
длинное село Заюково. Я засек – мы ехали через него по прямой дороге-улице
целых 20 минут. В описании к карте сказано, что длина села – 8 километров. И
это по состоянию на 1972-й год!
    Проехали поселок Былым. И вот уже на склонах показались строения
вольфрамомолибденового комбината. Тырныауз встретил нас промышленной
зоной.
    - … Ах, как здесь раньше все кипело-громыхало и дымилось … - сокрушался
водитель о годах СССР.
    - А что? Сейчас вольфрам и молибден уже никому не нужен?
    - Да нет. У комбината теперь есть хозяин. Только работает он в десятую
часть своей мощности…
    - Понятно. О! Вот и город. Какие красивые улицы и дома!
    - Это что! У нас есть свой кинотеатр, бассейн, музыкальная школа… Сейчас
я вас к новому спорткомплексу подвезу – залюбуешься!
    Город стиснут горами, прямо в 5-ти метрах от домов начинаются скальные
стены. Несмотря на недостаток места, радуют глаз ухоженные парки и скверы.
    У спорткомплекса, на краю поселка, была конечная остановка автобуса.
Водитель высадил нас, пожелал всего хорошего и уехал обратно, должно быть
в школу – учебники разгружать. Мы по очереди заглянули в спорткомплекс,
посетили там туалет, набрали воды и даже оценили борцовский зал с
огромным, ярким татами посередине.
    За автобусной остановкой томились в ожидании туристов несколько таксистов,
но мы уже были предупреждены водителем ГАЗели об их назойливости,
поэтому гордо прошагали с рюкзаками мимо. Видя, что от них уплывает такой
лакомый кусок один из таксистов окликнул нас:
    - Эй, туристы! Давай падвэзу! Куда вам?
    - Нет. Спасибо. У нас денег нет!
    - Эй! А кто тэбэ сказал про дэнги, а?! – замахал возмущенно руками
«таксист».
    - Спасибо. Мы как-нибудь сами… - буркнул я, чтобы не вступать в
перепалку, и мы ускорили шаг.


Баксанское ущелье, Приэльбрусье, у выезда из города Тырныауз. 13.08.99.
    Дойдя до выездной таблички Тырныауза, мы расположились на берегу
Баксана, чтобы подкрепиться творожными сырками с батоном.
    Сфотографировались на память, и почти сразу подъехал грузовик-«Мерседес».
    Веселый водитель вез из Нальчика в Верхний Баксан трубы. Оказалось, что
обзор ущелья из его кабины ничуть не хуже, чем из ГАЗели.
    На повороте в Верхний Баксан мы простояли почти полчаса, ибо машин не
было совсем.
    Вскоре подъехала «девятка», в которой уже сидело трое. Ребята оказались
альпинистами из лагеря «Джантуган».
    Они возили своего травмированного товарища в Тырныауз ставить гипс на
лодыжку.
    С ними мы проехали поселок Эльбрус – всего несколько домов и киоски с
пивом-сигаретами, и высадились на развилке в ущелье Адылсу. Здесь стояло
кафе, у дороги даже работал мини-фонтан. Есть нам еще не хотелось и мы стали
стопить дальше...
    Еще один кабардинец с ребенком подвез нас до т/б «Эльбрус» возле поселка
Тегенекли.
    До Терскола мы доехали с тем самым таксистом, который окликал нас в
Тырныаузе. Он был очень не доволен, что в его «владениях» появились такие
«халявщики», как мы, и весь путь выражал неудовольствие автостопом. На
заднем сиденье рядом с Наташей сидел угрюмый человек в одежде из полартека
и с ледорубом в руках. Он не выражал желания говорить вообще.
    Когда приехали в ПСС Терскола, выяснилось, что это немецкий альпинист,
пропавший на склонах Эльбруса. Его искали уже два дня, а он пешком вышел в
Тырныауз и теперь приехал на такси.
    Дежурный спасатель зарегистрировал нас в специальном журнале и сказал, что
стоять с палаткой можно прямо на поляне Азау. До поляны мы доехали на
ГАЗике МЧС. Рычаг переключения скорости у них был выполнен в виде
горнолыжной палки.
    Итак, дорога закончилась на высоте 2350 метров, возле нижней станции
канатной дороги.

Нижняя станция ("Азау") канатной дороги в Приэльбрусье.
    Сначала я предпринял попытку найти начальника канатной дороги, чтобы
договориться о проезде «научным» методом. Проезд стоил 15 рублей в один
конец на каждой очереди (всего их три). Начальник был наверху, но это нас не
расстроило, ибо сегодня мы не собирались подниматься на Эльбрус, а решили
посмотреть достопримечательности ущелья. На ступеньках местного кафе
сидели три японца и русский гид-инструктор. Познакомились с инструктором, я
достал свою карту (из ЦДЮТ) 1972-го года рождения. Карта заинтересовала
японцев, а мы пообщались с инструктором насчет осмотра
достопримечательностей.
    …Вскоре мы познакомились с очень интересной пожилой женщиной -
Галиной Павловной. Она уже 20 лет живет тут, на поляне Азау, в «лавинной
базе МГУ» и даже была в числе пострадавших при сходе лавины. Мы прошли с
ней до базы, она показала нам все постройки, рассказала о ледниках и лавинах,
посоветовала посмотреть водопад в 10 минутах ходьбы от станции. Проводив
Галину Павловну до дома, мы спустились к Баксану.
    Здесь это был стремительный горный поток – грохот воды о камни был слышен
за десятки метров, вода была белая от пены и такой холодной, что это
ощущалось даже в 6-7 метрах от воды.
    На берегу Баксана уже стояло несколько палаток, но мы решили что это место
малопригодно для ночевки, из-за холода и сырости от Баксана.
    Немного полазив по скалам и поглядев на водопад сверху, мы вернулись к
станции. Прямо перед автостоянкой поставили палатку польские туристы, у них
горел костер. Стали знакомиться-общаться. Конечно, поляки, для которых
почти вся Европа безвизовая, уже объездили автостопом много стран. Но о
существовании автостопа в России впервые услышали от нас:
    - Так вы говорите, что по России тоже можно ездить автостопом?!
    - Конечно, я уже 40 000 проехал.
    - Но как же так?! Ведь невозможно и шагу ступить чтобы не попросили:
«Плати за это, отдельно – за то...» Не может в такой стране быть автостопа!
    - Это просто у наших людей такое отношение к иностранцам. (Мне стало
стыдно за всех «совковых» людей.) Привыкли, что у иностранца полные
карманы долларов и стараются содрать за каждый шаг. Ничего не
поделаешь, так уж мы воспитаны...
    - Да, мы заметили сразу, как только впервые в СССР приехали...
    - Ну вот, автостопщики, постепенно будут приучать людей что «человек
человеку друг...» и что не все в этой жизни измеряется деньгами...
    - Да-да. Тяжело вам наверное...
    - Конечно, с Европой не сравнить, там другая культура и жизнь другая...
    Так, в разговорах о судьбах Европы просидели у польского костра почти час.
    Благо все знали русский и общение было непринужденным.
    Уже в темноте взяли наши рюкзаки и пошли на горный склон, поросший лесом,
где еще засветло мы приметили место под палатку. Насобирав хвороста,
приготовили сытный ужин и легли спать.

Баксанское ущелье, водопад возле поляны Азау. Верхняя часть.
Баксанское ущелье, водопад возле поляны Азау. Нижняя часть часть.Отсюда начинается Баксанское ущелье. Приэльбрусье. Фото Г. Лапшина.
   Утром 14-го августа собрали палатку часам к 10-ти. Не тратя время на завтрак,
пошли фотографировать водопад. К нему вела хорошо утоптанная тропинка, но
людей мы не встретили.
    Водопад под яркими лучами солнца предстал перед нами величественным
зрелищем: горный ручей срывался с высоты более ..цати метров, падал в
ущелье, искрясь на солнце, и разбивался в пыль о вулканические камни. Радуга
была огромна, блеск брызг ослеплял, и даже в пяти метрах от водопада вся
одежда тут же промокала. Потратив кучу фотопленки мы засняли водопад во
всех ракурсах. Я даже рискнул искупаться в брызгах.

сидя в радуге водопада. Приэльбрусье, Баксанское ущелье.
    Разыгрался аппетит. Забрав рюкзаки, спустились к станции и позавтракали,
раздобыв кипятка в кафе.
    Вскоре мне показали «самого главного начальника» – усатого великана, из
заднего кармана джинсов которого торчала радиостанция. «Главный
начальник» выслушал меня и сказал:
- Все это очень интересно, только все финансовые вопросы не ко мне...
- А к кому?
- Вот к нему. Он у нас «главный» по этим вопросам.
    Показывает на другого человека, низенького, в белой рубашке, без рации.
- ...Ага, - сказал «второй начальник», - все понятно. Незачем было столько
слов.
- Так можно нам бесплатно проехать?
- Только не сейчас. Вон у меня сколько экскурсантов в очереди. Приходите
во второй половине дня, там посвободнее будет, подниметесь.
- Отлично. Спасибо большое. Значит, после двух?
- После трех подходите.
    Время было 13-20. Мы решили отправиться пока на знаменитую «Поляну
нарзанов», рюкзаки пристроили в квартиру Галины Павловны.
    Первый километр до Терскола мы прошагали пешком, радуясь солнцу,
снежным вершинам и горным ручьям.
    Вскоре нас догнал микроавтобус, но без всякой таблички.
- Можно с Вами в сторону «поляны нарзанов»?
- Конечно. Только сначала в Чегет заедем.
    В Чегете была еще одна канатная дорога, на гору Чегет. Однако, связанные
договоренностью на одной канатной дороге, мы не стали проситься на другую.
    Проехали Терскол и свернули к воротам т/б «Чегет». Иностранцы, выходящие
из автобуса, стали торговаться с водителем из-за оплаты. В итоге водитель
получил «всего» 50 рублей за двоих, и обиделся, что «грабят средь бела дня».
    Провез он их километров пять!
    На повороте с Чегета голосовали еще люди с пустыми бутылками в руках.
- Добрый день. На Поляну нарзанов подбросите?
- Нет проблем. Садитесь.
- Сколько с человека будет?
- По пять рублей.
- Нет уж, спасибо.
    Мы поняли, что попали к таксисту, и выскочили из автобуса со словами
«предупреждать надо!»
    Пойдя немного вдоль дороги, обнаружили в сосновом лесу заросли земляники
и следующие полчаса объедались ягодами.
    Наконец Наташа сказала, что уже хватит земляники и нужно добраться-таки до
нарзана.
    Тут же застопили местную машину, водитель ее был уже осведомлен о нашей
сущности и мы без лишних слов домчались до «Поляны».
    Это была огромная ровная площадка, периметр которой обрамлял каменный
бордюр. Здесь оборудованы семь нарзанных источников. Вода в них немного
отличалась по вкусу и степени газированности.
    Выбрав самую газированную, мы уселись на краю ямки, стали черпать кружкой
нарзан и пить в больших количествах, закусывая шоколадными пряниками. В
итоге каждый выпил литра по два нарзана (поверх земляники) и, тихонько
булькая организмами, мы пошли на трассу стопить обратно в Азау.
    Минут сорок вообще никто не останавливался. Потом подъехала «Волга»,
водитель которой быстро сообразил, что значит «автостопом» и довез нас
прямо к дому Галины Павловны.
    Хозяйки дома не оказалось и мы потратили еще 40 минут чтобы найти ее, и
вызволить наши рюкзаки.
    Но Галина Павловна просто так нас не отпустила. Она стала поить нас чаем с
шоколадом, показывать коллекцию фотоснимков с Эльбруса, которую собрала
за 20 лет: Эльбрус с самолета, Эльбрус из космоса и т.п. Целый шкаф у нее был
занят книгами по тематике лавин, ледников, вулканов и водопадов.
    Мы узнали, что Эльбрус- действующий вулкан. Просто он давно (по
человеческим меркам) не извергался, но в ледниковых трещинах до сих пор
растут зеленые водоросли. По геологическим меркам это совсем молодой
вулкан, который еще способен на многое...
    Наконец, в начале шестого часа, поблагодарив Галину Павловну, мы почти
бегом поспешили к станции. На ступенях стоял «второй начальник».
    - А вот и мы! Нам можно?
    - А где вы ходите!?
    - У Галины Павловны чай пили. Извините уж нас...
    - Ладно. Давайте быстрее в вагон. Если поедет еще сегодня – успеете
подняться.
    Забежали в пустой вагон и ... он поехал!
    Первая очередь канатной дороги проходит над скалами, высокогорными
лугами и горными тропами.
    Прибыли на станцию «Кругозор». Высота, кажется, 2700. Никаких особых
ощущений почувствовать не успели, ибо нас сразу погнали в следующий
вагончик.
Там уже сидели пять альпинистов из Москвы. Пока поднимались, рассказывал
об автостопе, менялись визитками.
    И вот уже высота 3500 метров – станция «Мир». Дальше уже не вагончики, а
просто кресла на тросе. Однако, третья очередь уже не работает. Не
раздумывая, альпинисты отправляются вверх пешком, по тропе, по краям
которой уже лежит ледник. Ощущение высоты появилось сразу – усталость
после первых же метров, головокружение от наклонов.
    Неспеша, с чувство меры, поднялись до 3700. Здесь расположены БОЧКИ –
круглые яркие домики для ночлега денежных туристов. Кто небогатый – ставит
палатку на морене – гряде камней между двух ледниковых языков.
    Познакомились с альпинистами из Запорожья – приглашают на чай, узнав, что
у нас нет примуса:
- Как же вы без примуса? Здесь же только лед и камни!
- Почему? Я пока шел уже несколько палок под ногами видел... Похоже, с
дровами проблем не будет...
- Да вы что? Это вам не в пригородном лесу, это – Эльбрус. Сюда все с
примусами ходят или с газом...
- Ничего, не пропадем...
- Ну, ... приходите к нам, если что – вскипятим вам чай.
- Спасибо за приглашение.

Вулканические скалы и ледник сразу за нашей палаткой. Склоны Эльбруса.  Фото Г. Лапшина. (164604 bytes) Останки сгоревшего "Приюта 11-ти" на склонах Эльбруса. 15 авг 1999 г. (воскресенье) Видны альпинисты, поднимающиеся по леднику. Фото Г. Лапшина.
    Мы решили сначала выбрать место для палатки, пока еще тепло и не село
солнце. Место нашли замечательное – ровная площадка, закрытая
ветрозащитной стенкой из сложенных грудой камней. Правда, высоковато для
первой ночевки – примерно 3850. Значительно выше БОЧЕК и остальных
палаток. Зато неожиданно много оказалось дров: щепок, досок, фанеры. Я даже
нашел ветки хвойных деревьев(!). (Удивительно! Как они сюда попали, на
ледники?)
    Поставили палатку, воды полно, кругом журчат чистейшие ручьи. Вопреки
досужему мнению, макароны в котелке приготовились обыкновенно быстро.
Приготовили ужин и пили чай уже под звездным небом.

Склоны Эльбруса. Высота 3950 м. н.у.м. Слева - "Бочки". Домик в дали - верхняя станция "Мир" (3500 м.) канатной дороги. На заднем плане - ГКХ, вершина Донгузорун.

Рклама газеты "Вольный Ветер" на фоне врешины Эльбруса.
    Проснулись в 9 утра оттого, что солнце нагрело палатку. На ночь надели всю
теплую одежду, на ручье появилась корочка льда. Теперь же, стало очень
жарко. Разделись до футболок и готовим на костре завтрак. Мимо нашей
«кухни» по леднику идут толпы народу на вершину – прямо таки первомайская
демонстрация! В основном, конечно, иностранцы. Наших очень мало – только
проводники. Все в пуховках, пластиковых горных ботинках, «кошках», с
ледорубами... Недоуменно смотрят на «живого человека», который посреди
льдов разжег костер и варит кашу.
    Взяв в рюкзак только теплую одежду и фотоаппараты, все остальное сложили в
палатку. Присоединились к общему «шествию на Эльбрус» налегке. Высота
уже не пугает. К головокружению привыкли. Наверное, я один шагаю среди
«кошек» и ледорубов в обыкновенных кроссовках. Наташа в «вибрамах».
4000. Погода прекрасная, виды вокруг замечательные... Снизу едет некий
трактор, предназначенный для выравнивания горнолыжных трасс. Сейчас он
загрузил полный комплект иностранных туристов и с трудом карабкается по
голому льду. Кричу Наташе: «Доставай фотоаппарат и будешь
фотографировать автостоп на 4000!»

Эльбрус в облаке, автостоп на высоте 4000 м.
    Пока достали, пока навели, трактор уже проехал. Я голосовал и водитель понял
все правильно, показав что он «занят выше головы». Автостоп не состоялся.

не взял! Придется идти пешком...
    Пока достали, пока навели, трактор уже проехал. Я голосовал, водитель понял
все правильно, показав жестом, что он «занят выше головы». Автостоп не
состоялся.
    Еще пара остановок, и уже показалось сгоревшее здание «Приюта 11-ти».
Гостиница на 200 мест была построена еще до войны на высоте 4200 м. Здесь
альпинисты оставляли рюкзаки, и налегке поднимались на 4700 до «скал
Пастухова». Потом спускались обратно. Это называлось «акклиматизацией».
Затем на «приюте 11-ти» они ночевали, а ранним утром выходили на штурм.
Если с погодой везло, поднимались на Восточную вершину (5642).

Вид на эльбрус с развалин "приюта 11-ти". Видны скалы Пастухова (4700), седловина (5300), Восточная вершина (5642), Западная (5621).
    Если появлялись облака – восхождение отменялось, и все возвращались в приют.
Если непогода заставала людей на верху, многие люди теряли ориентацию,
попадали в трещины, уходили вниз не в ту сторону... Возле приюта стоит скала,
вся увешанная табличками с именами погибших альпинистов. На многих –
строки из песен Владимира Высоцкого.

скала с табличками о погибших альпинистах возле "Приюта 11-ти". Эльбрус.

развалины "Приюта-11" на склонах Эльбруса. август 1999 г. Старое здание "Приюта 11-ти" на склонах Эльбруса. Фото Г. Лапшина.
   
В развалинах "Приюта 11-ти" туристы ставят палатки, чтобы укрыться от ветра на склонах Эльбруса. Фото Г. Лапшина.

Посмотреть панораму с южного склона Эльбруса (108 КБ.) в отдельном окне.

Залезли на скалу, стали фотографировать друг друга. Пока ели шоколадку со
стороны Карачаево-Черкессии появились облака. За 2-3 минуты туманом
заволокло все вокруг – вершины ГКХ, Эльбрус, БОЧКИ, и развалины «приюта
11-ти»... Похолодало градусов на 10.
    Понятно, что о восхождении выше не могло быть и речи, хотя еще минуту
назад нам казалось, что до «хижины Пастухова» (4700) рукой подать. Теперь
же мы почти бежали вниз, подпрыгивая и скользя на сугробах, чтобы не
провалиться в кроссовках под наст.

Вечные снега на склонах Эльбруса.

    Дальше по леднику приходилось прыгать через многочисленные ручейки.
Небесно-голубого цвета ледник покрыт тысячами бороздок от ручейков талой
воды – все кругом журчит и струится, и как я ни старался, ноги все же
промочил. Но палатка была уже рядом. Разложили вещи на просушку и
разогрели обед.

Загарание во время приготовления обеда на высоте 3950 м. Готовили на костре, дрова собирали тут же. Находили даже ветки хвойных деревьев.
    Собрали платку, и нам вдруг очень захотелось на Черное море. Глядя на карту,
мы видели, что от станицы Павловская до Новороссийска километров 260, а от
Кропоткина еще ближе.
    «Куда же именно поехать?» - задавали мы себе вопрос, переводя взгляд с
ледников на карту Кавказа. У меня все время, пока мы пребывали в
Приэльбрусье, крутились в голове строчки из песен Юрия Визбора. Вот и
сейчас, рассматривая окрестности Новороссийска по карте, я увидел знакомое
название «Абрау-Дюрсо».
    Вот туда-то мы и хотим! Определившись с целью, мы взвалили рюкзаки и
пошли быстрым шагом к БОЧКАМ.
    Кресельная дорога работала. Взяв рюкзаки на колени мы проехали почти два
километра, болтая ногами над скалами и ледниками.
    На «Мире» оказались толпы туристов – воскресенье, однако.
Помня завет «второго начальника канатки», мы пропустили два рейса и
поехали на третьем. На «Кругозоре» народу оказалось еще больше – даже две
лошади собирались подняться на Эльбрус. Работали кафе, очередь на спуск
была человек 80. Мы сели у окна и стали ждать, нежась в теплых лучах солнца,
когда «схлынет народ с билетами».

Наташа на верхней станции канатной дороги Приэльбрусья.
    Чрез полчаса, уже в кабинке канатной дороги, я познакомился с единственным
русским пассажиром. Оказалось, что он сейчас едет на машине в Нальчик.
    Таким образом, мы затоспили машину, еще не выходя из вагончика канатки.
    Внизу мы успели лишь попрощаться с Галиной Павловной и забежать в ПСС
Терскола, чтобы нас вычеркнули из журнала.
    В 20-15 мы высадились на ДПС у Нижнего Баксана.
    Сам по себе этот пост достоин отдельной поэмы: стены облицованы белым
мрамором, огромные стеклянные панели открывают широкий обзор вокруг. На
газоне установлены прожектора, которые ночью освещают здание подобно
белокаменному мавзолею. Под зданием есть просторный цокольный этаж с
узенькими окнами-бойницами. «Наверное, там и сауна с бассейном есть» -
подумалось мне.
    На крыше поста расхаживал милиционер с автоматом и биноклем, подсвечивая
вокруг прожектором. Он улыбнулся нам. А мы ему: «Эльбрус сверху видно?!»
    Отошли за развязку, голосовали до темноты, но местные водители не склонны
были ехать на ночь глядя в Пятигорск. Уже в темноте перешли под фонари
поста. В половине десятого сели в ГАЗель «до кафе», ибо не ели с двух часов
дня (на высоте 3950).
    В поселке Прогресс, где свернула «наша» ГАЗель, не оказалось ни одного
работающего кафе. Воду мне вскипятили в подсобке магазина. Торговки
продавали батон за 4 рубля. Но у меня было 3-20, это их вполне устроило.
Заварили вермишель, поужинали и поставили палатку на краю деревни за
небольшим кустом.

Перейти дальше.