ПЛАВАНИЕ НА ГРУЗОВЫХ СУДАХ

    Уголь, бензин, соль, цемент, автомобили и другие вещества в северные
посёлки доставляются летом по рекам и по морю. Таким же способом туда
могут проникнуть и путешественники. При движении "туда" надо
обязательно узнать: 1) точку отправления, 2) сроки навигации, 3) регулярность
судоходства, 4) время в пути.

    Главное - найти порт отправления. Это, как правило, одна из точек
пересечения речных и морских путей с железной дорогой или трассой
(Мурманск, Архангельск, Ванино, Находка, Владивосток... - для
посёлков побережья Сев.Ледовитого океана; Печора, Новосибирск, Красноярск,
Усть-Кут, Якутск... - для движения на север по соответствующим рекам).

    Возвращение домой из отдалённой местности проще: вы ищете любой теплоход
на Большую землю и стараетесь уплыть на нём.

    Крупнейшие морские порты, даже на севере (Дудинка,Мурманска, Магадан...)
навигабельны круглый год, другие только летом. С июля по сентябрь
действуют практически все речные и морские порты.

    Расписания грузовых рейсов не существует вообще. Есть некая
средняя интенсивность движения. Так, из Магадана на Большую землю
(Владивосток, Находка, Ванино) идет 1-2-3 теплохода в неделю. Из Находки
на Камчатку суда ходят раз в неделю, а в Певек - несколько раз
в год. Из Мурманска в Дудинку ходит 1-2 теплохода в месяц, а на Хатангу
- не более одного рейса в год. Постарайтесь узнать регулярность
судоходства заранее, чтобы не провести в порту долгие месяцы.

    Скорость морских судов - 300-500 км в сутки.

    Скорость движения по рекам сильно варьируется (от 330 до 50 км в сутки)
в зависимости от реки, от вида судна, от того, по течению или против
течения идёт судно, от времени года. Движение по течению, естественно,
быстрее, чем движение против течения; нефтеналивные суда идут на 10-20%
быстрее сухогрузных; по глубокой воде - быстрее, чем по мелкой.

    Так, нормативная скорость движения барж по Волге -
200 км в сутки по течению, 110 против течения; по Оби - 210/100
соответственно; по рекам Волхов, Паша, Оять, Сясь - всего 60 км
в сутки по течению, 50 км - против течения.

    Чтобы уплыть грузовым рейсом, необходимо: а) узнать о наличии теплохода,
б) проникнуть в порт и на борт судна, в) договориться с капитаном, г) не заскучать на борту.

    Итак:

    В каждом порту есть диспетчерская, в которой вам сообщат, куда в ближайшие
дни пойдут суда. Здесь есть тонкость. Если теплоход ещё разгружается,
иногда невозможно установить, куда он идёт затем. Капитан может неожиданно
принять решение идти на Чукотку, во Владивостокили в Сан-Франциско.
Но если началась погрузка, - будьте уверены, что порт прибытия
уже определён. Поэтому нужно регулярно, даже несколько раз в день,
наведываться в диспетчерскую, пока вам не укажут теплоход, идущий
туда, куда вам нужно.

    (На маленьких пристанях никаких диспетчерских нет, поэтому надо караулить
суда ещё тщательнее, узнавая о времени их возможного появления у местных
жителей.)

    Погрузка и разгрузка - процессы, длящиеся от нескольких часов
до нескольких дней. Поэтому торопиться стоит, только если теплоход
собирается уходить пустым.

    Как только такой теплоход найден, вам нужно проникнуть в сам порт.
Многие порты находятся на пограничном режиме и охраняются. Тогда можно:
а) уговорить охранника пропустить вас; б) найти дырку в заборе (в
любом протяжённом заборе есть дырка), местонахождение дырки можно
спросить у того же охранника или у рабочих порта; в) выписать пропуск
за деньги (так, в навигацию 1996 года суточный пропуск на 1 человека
в Магаданский торговый порт стоил 9300 старых рублей). Есть и неохраняемые
порты.

    Пускать гидростопщиков или нет - решает непосредственно капитан.
На борту судна всегда есть вахтенный, но он ничего не решает. Будьте
настойчивы и требуйте встречи с капитаном.

    Перевозка людей на грузовых судах не является чем-то запрещённым.
Например, плавают (правда, за деньги) сопровождающие груз. От перевозки
людей теплоход ничуть не страдает. Так, для судна с грузом 3000 тонн
лишние 100 кг - сущий пустяк. А крупнейшие суда перевозят до 50
тысяч тонн - это в 600.000 раз превышает массу человека! Ясно,
что перевозка дополнительного гидростопщика не должна стоить ни копейки.

    Мы, пассажиры, имеем свойство питаться, поэтому с вас могут попросить
некую сумму денег на питание (скажем, 20 рублей на человека в день),
или вы сами закупитесь некоторым большим количеством еды. Конечно,
при полном отсутствии денег можно питаться и бесплатно, но если деньги
есть, объедать команду просто стыдно. В любом случае это примерно
в 10-20 раз дешевле, чем лететь на самолёте.

    Итак, вы должны идти к капитану с внутренней уверенностью в своей
правоте, зная, что никакого убытка от вас не будет. Напротив, вы можете
вызваться поработать. (Сложного вам не поручат, а без работы плыть
скучно.) Я оцениваю вероятность успешной подсадки на теплоход более
75%.

    Единственная реальная причина отказа - перенаселение теплохода
другими людьми. Здесь решающую роль играет не объём и не вес пассажиров,
а количество спасательных средств. В дальнем морском плавании этот
фактор - серьёзный ограничитель, в то же время, скажем, на барже
это может не играть никакой роли.

    Погрузившись на борт судна, вам необходимо не умереть от скуки в пути.
Хорошо, если есть работа, но она никогда не занимает всё время. Спите,
читайте, пишите письма, отъедайтесь. И не забудьте вернуться домой
до окончания навигации!

    Известно, что из Якутска в Хандыгу по автодороге летом
проехать невозможно, грузы и машины перевозят по воде. Мы с Андреем
преодолели этот участок (более 600 км.) за шесть дней на попутной
барже. Плыли мы бесплатно, но предварительно закупили еду. Единственное,
что осложняло плавание - на барже плыл "Камаз" со 140
ящиками водки, и вся команда и иные пассажиры часто занимались пьянством.
Погрузка на баржу, по пути в Магадан. Фото А. Кротова.
    Стараясь вернуться из
Магадана домой, мы уплыли оттуда
в порт
Ванино на грузовом теплоходе. Поиск и ожидание теплохода длились
4 дня, ещё три дня мы плыли, ещё день простояли в бухте Ванино, ожидая,
когда освободится причал. Перевозка была бесплатной, но за еду мы
заплатили 153 тыс.стар.руб. Подробно о наших гидростопах вы можете
прочитать в книге "Вперёд, к Магадану!"

    Известный автостопщик Ф.Леонтьев и его друзья за трое суток
переплыли на танкере Каспийское море (из Красноводска в Астрахань,
в мае 1998 г). Танкер шёл дальше в Мариуполь, но стопщики не последовали
туда, поскольку торопились домой.

    Возможен и "межконтинентальный" гидростоп. Так,
великий учитель всего человечества А.Воров (ПЛАС) и его спутник М.Дуткевич,
завершая свою кругосветную автостопную экспедицию "Автоколумб",
переплыли на грузовом теплоходе Атлантический океан, двигаясь из Буэрнос-Айреса
(Аргентина) в Европу в 1993 г. Плавание их длилось около двух недель.

=перейти дальше, на следующую главу=

Вы читаете книгу © А. Кротова "Практика Вольных Путешествий"
издание пятое, дополненное, Москва 1998 г.
на сайте Аадемии Вольных Путешествий
(www.avp.travel.ru)

Zip архив всей книги (64 кб.), e-mail А. Кротову, e-mail автору сайта.