Л.Замятнин (СПб, 1994, по следам А.Ворова)

    ПРЕЛЮДИЯ

-- Это ни в какое сравнение не идет с хитч-хайкингом по Западной
Европе. Там от Бреста до Лондона с переправой я добирался за два с
половиной дня. Европа -- это фитюлька. Сейчас же я прошел 27,5 тыс.
км. на попутном транспоте и из Нью-Йорка в Петербург (через Шенон,
Ирландия) я пролетел последние 8 тыс. км. самолетом. Сроки: стартовал
из Петербурга 8 февраля, вернулся ночью в родной дом 30 сентября,
т.е. без малого 8 месяцев. У меня была кардонка и листы бумаги на
которых крупными буквами я пишу место назначения, садясь в
остановившуюся машину я четко знаю куда мне надо ехать, для это у
меня есть подробные карты местности. Зимой я еду в основном от
автозаправки до автозаправки. Водитель видит эту дощечку, мой рюкзак,
внешний вид, возраст. Ни в коем случае нельзя надевать черные очки,
"блатные" кепочки. Водитель должен видеть твои глаза, и происходит
психологическая игра. Если ты вызываешь доверие, то тебя возьмут.
Подбирают в основном только такие же чудаки, как ты сам, те, кто сами
автостопили. Нормальные люди не берут и проскакивают мимо. А чтобы
взяла женщина, да еще вечером, то это случается крайне редко. На
Западе к автостопщикам привыкли и если они видят человека с дощечкой
его подбирают, об оплате разговор не возникает. В России все совсем
не так. Хочу заметить, что все это я вынес из собственного опыта,
хитч-хайкингу я нигде не обучался. Постоянно путешествуя автостопом
по Европе я подспудно последние два года готовился к этой
кругосветке.


    СТАРТ

    Выезжая из Питера у меня была большая проблема груза. Свой рюкзак
(110 л) я не взвешивал, но был четкий признак веса -- нести я его
мог, а поднять и надеть его на себя сам уже нет. Пришлось даже
отрезать от карты маршрута ненужные мне районы. Рублей у меня с собой
было очень не много -- 150 тысяч, валюты -- районе 300 долларов на
визы. Назад я ничего не привез, все ушло на обратный самолет. В
последнюю ночь перед стартом я занимался укладкой рюкзака, у меня
ничего не влезало. Маленькая итальянская палатка, теплый спальный
мешок, теплые и ветрозащитные вещи, примус, продукты, бензин, белье,
носки, шапочка, всякие мелочи, карманные словари (хотел выучить в
дороге испанский язык). Все вещи, заметьте, в единственном
экземпляре. Я сидел последнюю ночь и думал, как их запихнуть,
выкинуть-то ничего нельзя. На крайний случай я взял английское
искуственное питание, которое я привез из прошлой своей экспедиции.
Мне его подарил один энтузиаст-водитель работник производящей его
фирмы. В итоге это питание я привез домой. В конце концов из дома я
уехал сразу в валенках (на ногах они занимают меньше места в
рюкзаке), на себя пришлось напялить максимальное количество одежды.
Но в руках появилась большая сумка, которою я затем оставил в
Америке.

    Из дома я доехал на метро до ст.Звездная, а затем стал голосовать на
Московском шоссе.

    СИБИРЬ

    По автодороге можно ехать на чем угодно. От Петербурга до Красноярска
сложностей нет, здесь все как в Европе -- стабильная трасса, есть
автозаправки. Подбирают и грузовики, и легковушки. По просьбе
российской книги рекордов "Диво" я ставил отметки мест, через которые
я проезжал. Было очень интересно, что не всегда мне этой удавалось. В
Красноярске на почте мне отказались поставить штамп, в Свердловске
еле-еле уговорил. В России было очень тяжело это сделать. Отмечался
же я в основном на почте или в местной администрации. 18 февраля
прибыл в Нерюнгри. Добрался за 10 дней. Ехал туда из Тайшета на
попутных тепловозах по северной ветке БАМа, другого пути и другого
транспорта там нет. На станции подходишь к тепловозу честно говоришь,
что идешь вокруг света. Машинисты все смеются, но берут. По западным
меркам доехал быстро, ведь расстояние все-таки большое. Но помогало
то, что у меня было много энергии и я практически нигде не
останавливался на ночлеги (кантовался на автозаправках или в кабинах
машин). Я так гнал еще и затем чтобы попасть к апрелю на Чукотку. Я
знал -- у меня там возникнут проблемы. В итоге на Чукотку я прибыл
еще раньше чем предполагал, но потерял очень много времени в
дальнейшем. Участок от Нерюнгри до Аляски самый интересный и
оставшийся в памяти.


    ЯКУТИЯ

    От Нерюнгри, это еще последняя Россия, далее -- Саха-Якутия, идет
трасса -- аям -- от Нейвера на Якутск, до него 820 км. Перекли
Становой хребет. Там уже договариваешься с водителями тяжелых
грузовиков. Дальше могут пройти только они. Из Якутска на Усть-Неру.
Здесь уже другие условия. Начиная с Якутска приходилось сутками жить
в поселках. В Усть-Нере я застрял на две недели. Как известно,
Усть-Нера -- столица Оймяконского района, полюс холода Северного
полушария. Я нарвался там на -57ї5ої0 С. Спасает только то, что там
нет ветра и если вопрос с одеждой продуман, а у меня она была
отличная, то холод переносится нормально. Там ты постоянно привязан к
машине, поселков по дороге нет, поэтому спишь прямо в кабине, мотор
работает и поддерживает температуру. Ездят обязательно парами, как в
альпинизме. Чтобы один мог выручить другого. Если мотор заглох, то
человек погиб. Далее, очень трудно было попасть из Усть-Неры
(р.Индигирка) в поселок Зырянка на Колыме. Никаких поселков и людей.
Однажды неделю проторчал с двумя алкаголиками прямо в тайге, у них
поломалась машина. Ехал с ними десять дней, хотя можно было добраться
за трое суток. Но без поддержки людей мне было не обойтись. В
Усть-Нере, например, по совету друзей я нашел Анатолия Казакова,
отличного мужика, кандидата в мастера по туризму, заместителя
председателя местной администрации. Он мне помог устроится ночевать,
помог найти транспорт. Так было и в Певеке, и в Анадыре и т.д. Мне
важно было попасть на Колыму, но это тоже была проблема. От Зырянки
прямо по реке Колыме до пос.Черского, оттуда на Билибино, где
расположена единственная в заполярье АЭС. Дальше Певек, а это уже
Чукотка.

    ЧУКОТКА

    Якутию я прошел за 24 дня, на Чукотку потратил 48 дней. Это не только
чистое передвижение, очень долго приходилось искать транспорт и
ждать. От Певека по берегу Ледовитого океана через поселки Полярный,
Шмидта и т.д. Но дело в том, что на всем протяжении от Якутска до
Чукотки постоянной дороги нет. Только зимники -- колея в снегу
пробитая машинами и только случайный транспорт. Впечатления очень
яркие. Во-первых, красивая и суровая природа, я счастлив, что побывал
там, во-вторых. изумительные люди. Шофера помогали всегда, без их
помощи я бы не прошел. Здесь на Чукотке пошли сильные ветра, а у меня
была информация, что от Певека пойдет нормальная погода. Поэтому я
там сдуру оставил все теплые вещи: пуховку, гортекс. Оставил механику
подвозившей меня колоны, он обещал все выслать в Питер, но так и не
прислал. Я остался в одной курточке. У меня были еще свитера,
полартек. Но встретившийся мне замечательный океанолог профессор
Купецкий сказал, что Чукотка еще себя покажет, что я поторопился, что
Чукотка это "Бермудский треугольник". Путь по Чукотке это сплошные
горы и перевалы. Верхоянский хребет, хребет Черского (а это 40
хребтов). Самая высокая точка -- вершина Победа 3400 м. Вокруг дикая,
но страшно красивая природа. Человеком и не пахнет, ни одного следа
его пребывания. Целые горные страны называются одним именем "Антон".
Перевалы, долины, хребты -- все это "Антон". В одном месте мы
остановились около речки чтобы подремонтироваться и заправится, так я
бежал назад целый километр, чтобы сфотографировать единственный
человеческий след -- деревяную табличку с написанным от руки
названием перевала и расстоянием до следующего поселка, так это было
важно. Но места изумительные. Конечно, все это очень опасно. Водитель
на своем 16-ти тонном КрАЗе чтобы заработать везет 30 тонн труб. У
него работает парнишка -- рост 193, вес за сто килограм, он
выскакивает на мороз в одной рубашке и шлепанцах. Жуткие здоровяки.
Вверх на перевал по трассе машина надрывается очень медленно 1 км/ч.
Вниз -- летит по бобслейному желобу. Нам попадались всежепробитые
калеи в сторону от основной дороги -- улеты. Что-то случилось с
машиной, она сорвалась и упала вниз. Водители севера, "мы без водки
не можем" -- отчаянные люди, авантюристы, ковбои трассы без шляпы и
кольта. В машине ревет магнитофон, за сидениями печь-радикулитка,
ездят в рубашечках с открытым окном. В кабине +40, а на улице -40.
Раций нет. Поломка на поломке. Машины ремонтируют прямо в пути.
Кстати, при таком тяжелом морозе и отсутствии ветра за железо можно
браться руками спокойно, но они должны быть сухие. Чуть-чуть влаги и
на металле остается твоя кожа. У водителей севера все расчитано. С
утра они выпивают сто граммов водки, вечером двести. Жены им готовят
чемоданы еды в дорогу. Они видят на чем я иду и все мне помогают. На
севере везде меня подкармливали, мне практически не пришлось есть
своего. Сейчас связи потеряны. Между республикой Саха-Якутия и
Чукоткой связи нет, особенно зимой. Мне повезло, что мы встретили в
тайге пять "Уралов" и "каскадера" на "Ниву", которые шли в Черское.
Мне пришлось 10 дней спать в "Ниве". Жарко и очень неудобно. В конце
я вставал раньше и пока все спали ходил вокруг машины, что бы не
замерзнуть. Очень тяжелый кусок пути. Так я добрался до Певека, далее
доехал с какими-то буровиками до поселка Эгвекинот в заливе Креста.
От туда мне надо было попасть в бухту Провидения.

    БУХТА ПРОВИДЕНИЯ--АНАДЫРЬ

    В бухте есть маленький международный аэропорт и самолеты летают в Ном
на Аляску. Между Эгвекинотом и бухтой Провидения нет даже зимников.
Мне посоветовали добраться до Анадыря, сказав, что в следующем месяце
на Аляску полетит местный губернатор. Но сначала мне надо было
выбраться из залива Креста. Там тоже есть местный аэропорт, рейсы
летают, но цены на билеты невообразимо страшные. Мне опять повезло.
Пока я готовил себе чай разговорился в мужиками -- экипажем самолета,
который должен был вот-вот улетать. Один из них оказался альпинистом,
даже дважды ходил на Эльбрус. Мы быстро нашли общий язык. Он говорит:
"Надо? Пошли!" Берем рюкзак, выходи через боковую дверь на поле.
Паспорта и билеты никто не проверяет, полнейший коммунизм. Это был
грузовой самолет, который вез какого-то начальника и бараньи туши.
Начальника оставили в грузовом отсеке, меня завели в кабину, усадили
в кресло. Начали объяснять как что работает, какие где приборы, что
мы видим под собой на земле. Вообщем, до Анадыря я долетел классно.
Оказался там 28 марта и застрял. Мне посоветовали найти здесь Володю
Сертуна, заслуженного деятеля искусств, фотографа, туриста. У него я
прожил четыре недели. Дергался от него уехать, а он обижается. Тем
временем к нему приехала группа итальянцев, которых надо было
встретить в аэропорту и поводить по окрестностям. Так получилось, что
эти четыре дня занимался с ними я, а деньги заплатили ему. Вообщем я
оказался ничего не должен, хотя от так бы с меня ничего не взял. За
жилье я вообще нигде не платил. Оставил здесь еще некоторые теплые
вещи . В сумме я пробыл на Чукотке 48 дней. Месяц дергался и вижу,
что мне уже не улететь, ни на Аляску, ни хотя бы в бухту Провидения.
И дождался международной гонки на собаках "Надежда". В их грузовом
самолете с собаками я улетел в бухту Провидения. Там я оказался 21
апреля.

    АЛЯСКА, ВОСХОЖДЕНИЕ

    В бухте мне сказали, что здесь находится американцы из Порт-Олсфорд,
маленького поселка на Аляске. Они привезли на самолете своих
школьников по программе международного обмена. Я поговорил с Гленом
Олсфордом, сыном основателя этого поселка, он посмотрел мою канадскую
визу в паспорте, сказал o`key, и примерно через пять дней (27 апреля)
я улетел на Аляску. Трений с пограничниками тоже не было, они
посмотрели паспорт с въездной канадской визой и пропустили без
проблемм, хотя рассматривали меня с интересом -- чокнутый. Мой рюкзак
оказался шире самолетика (интересно: багаж размещается в крыльях) и
перекрыл половину шестиместного салона. Из бухты Провидения до пос.
Ном на Аляске мы летели минут 40, а до Порт-Олсфорда около 2 часов.
На Аляске я попал в предыдущий день 26 апреля, а затем снова пережил
27 число. Когда летел посмотрел сверху на Берегов пролив, через
который я хотел перебраться "собственными силами". Там оказалась
30-ти км незамерзающая полоса воды. Теперь если мне кто-то говорит,
что прешел Беренгов пролив по льду -- не верю. Даже учитывая погодные
условия разных лет, мне представляется это проблематичным. Очень
интересно было посмотреть сверху на Аляску. Мы летели естественно на
маленькой высоте и скорости. В Порт-Олфорде я задержался на три дня
по приглашению Глена. Сходил в одиночку на местную снежную вершину
Тоннелия (около 3500 м, там точно никто не знает). Но это было очень
тяжело -- 12 часов работы. Это одно из самых ярких впечатлений. Был
очень солненый день и я не собирался с утра на гору. Решение возникло
во время прогулки в окрестностях. Мои вибрамы держали на снегу
нормально, я нашел палку похожую на альпеншток и пошел вверх. В одном
месте попался жесткий снег. Если бы упал то скатился бы вниз по
снегу-шкуродеру точно. Пришлось метров десять идти на пределе
аккуратности. На верху оставил флажок и записку (приближался день
Победы). Погода была отличная и спускаться я решил по короткому пути
-- снежному склону прямо к озеру. Но снег уже раскис и я стал
проваливаться по пояс. Через пять минут промокли ботинки не
приспособленые для снега и стали мерзнуть ноги. Нашел камень, залез
на него, отжал носки и стельки, отгрел ноги. Снова обулся и пошел.
Еще через пять минут повторилось все снова. Да и путь оказался не
самый короткий. Под конец очень устал, мог вообще не дойти, но мне
было это важно, видимо чувствовал, что это последняя моя гора. Когда
шел на гору находил медвежьи следы, но мне повезло и медведь, опасный
в это время года, не вышел. От этого поселка, где я остановился до
Анкориджа 180 миль. Но дорог нет. Дороги начинаются от Фербенкса или
Анкориджа. Любезный Глен подкинул меня и до Анкориджа. Оттуда
начинается Аляска-хайвей. Асфальтированная трасса, где-то лучше,
где-то хуже. Но машин нет. Однажды прождал авто три дня. Пришлось
ночевал в лесу, но у меня не было и тени отчаяния. Людей нет, и лоси,
северные олени, горные козлы выходят прямо на асфальт. Аляску я
прошел за 9 дней.

    КАНАДА

    По Аляска-хайвей я пошел к востоку на Вайт-Хоуз (столица территории
Юкона, Канада), далее Эдмонтон, Калгари, потом Банфф (альпинистский
центр всей Канады), затем на юго-запад до Ванкувера и Сиетла (это уже
США). Я усложнил и выбрал более длинный путь, но зато и более
интересный. Канаду я пересек за 12 дней. В этой стране стоило бы
задержаться, но я очень спешил. Там везде прекрасные люди. Канадцы
вызывают большую симпатию. Смелые, не жадные, активные, всегда
помогают. Здесь, в Канаде мне купили джинсы, ведь я с собой штатскую
одежду не брал. Начиная с Анкориджа я ночевал только в палатке.
Гостиница дорогое для меня удовольствие. Например, мотель, не
гостиница, в Калифорнии стоит 80$ с сутки. Меня предупреждали на счет
грабителей, но за все время в Америке (да и в России) я не встретил
ни одного плохого человека. Чем уходил дальше от Урала, чем меньше
было людей, тем они лучше. У них самих где-то внутри лежит такая
мечта: убедиться, что Земля круглая. Гнать на восток, а приехать
назад с запада. Люди замечательные. С кормежкой когда я был не один
проблем не было. Но иногда приходилось питаться и собственными не
большими запасами. Главное -- достать воду. Одному спокойно можно
было прожить. Не обязательно есть от пуза три раза в день. Я,
например, три раза не ел вообще никогда.

    США

    В Сиэтле у меня были знакомые альпинисты, несколько семей. Я мог жить
в их домах. Задержался там на долго. Мне надо было попасть на прием к
анкологу. Оказалось очень сложно, требовались большие денеги.
Медицинской страховки у меня не было. Из Сиетла (оставил там пуховый
спальник) я проскочил в Портленд. На сравнительно маленький отрезок я
потратил сутки и добрался с большим трудом. Водители не берут, трижды
меня проверяла полиция. Далее -- Фресно (примерно по середине между
Сан-Франциско и Лос-Анжелесом) там я жил с 8 июня три с половиной
месяца. Приютил меня родной брат моего польского друга-альпиниста,
врач по профессии. Я обратился к нему, и он сказал: "Приезжай,
разберемся." Пока проходил курс лечения я създил в Сан-Франциско, в
национальные парки "Кингс-Каньон", "Секвоя", и др., съездил на
границу с Мексикой с Сан-Диего. Мне сказали, что в Сан-Франциско
никаких российский параходов уже нет. Я думал что мне делать: сразу
лететь в Питер или осуществить все же свою мечту. И я решил пересечь
Америку до Нью-Йорка, в котором можно было найти на халяву наш
пароход, доплыть до Европы. (Для меня Европа пересекается при наличии
виз за три дня, но визы надо ждать может быть неделю.) Это очень
трудно и тяжело -- пересечь США. В Америке, по сравнению с Европой,
очень тяжелый хитч-хайк. В Европе, исключая бывшие соцстраны, везде
очень хорошие автострады. В Европе можно быстро поймать машину на
автозаправке или при выезде на трассу. В Америке же заправки
расположены обычно внутри города, и если тебя высадили около нее, то
потом очень сложно найти свое направление. Потом водители-американцы
в основном эгоисты, люди замнутые на себя. Очень запуганные
преступностью на дорогах, этот страх постоянно поддерживается
телевидением. Остается ждать такого же, как я, раздолбая -- ХЧ
("хорошего человека"). Сложно выйти на свою дорогу, сложно найти
место где не гоняет полиция, сложно остановить машину. Фривей и
хайвей это разные понятия. Хайвей -- главная административная
дорога, фривей -- дорога, на которой скорость никак и ничем не
органичена. Четыре полосы, ни перекрестков, ни перездов, ни
светофоров. Останавливаться можно только в случае аварии и только на
четвертой полосе. За выполнением правил четко следят, а за нарушения
установлены большие штрафы. Например, в районах с большой
загруженностью дорог по первой, самой скоростной, полосе имеют права
проехать только машины с двумя и более пассажирами. Если водитель
один, то он по этой полосе ехать не имеет права. Установлены мощные,
порядка 500$, штрафы за нарушения. И это свято соблюдается. В Европе
таких строгих правил нет. В Штатах нельзя оставить свои вещи и
отойти. В калифорнийской пустыне сложно найти воду, в городе --
сложно в найти кипяток, сложно развести примус -- везде цивилизация,
кругом кишат люди. Трудно с ночлегом, лесов нет, вокруг кактусовая
пустыня. В Европе все гораздо проще, кипяток можно найти в любом
придорожном кафе. В одиночку пересечь Америку очень трудно
психологически. Второй бы раз я один через США, не пошел. А времени
уже совсем не оставалось. Короче, я проехал через Штаты таким путем:
Фресно -- Лас-Вегас (Невада) -- Аризона -- Нью-Мексико --
Оклахома-Сити -- Сент-Луис -- Индианаполис -- Колумбус -- Питсбург --
Нью-Йорк. Здесь я жил несколько дней у моих знакомых, бывших жителей
Минска. Выяснил, что уже никаких пароходов наших (кроме эстонских) не
ходит. Но, что бы на него попасть надо платить по 40$ в сутки за
каюту. "Параходостопом" никто не берет, это не автомобиль. Обошлось
бы мне это долларов в 800. А улетел я за 370$ прямо в Петербург 29
сентября.

    Из-за болезни я не замкнул последнюю часть своего путешествия по
Латинской Америке, Африке и Европе. Не провел, как задумывал, встречи
с альпинистами в Штатах. Я надеялся там читать лекции, и привезти
деньги для своего фонда. Но увидел, что многих, особено в США, это
не колышет. Это все грустно. Я хотел сделать книгу об этом
путешествии, вел какие-то записи, а сейчас уже не хочется.

конец.