ТУРА-2002.
предварительные итоги экспедиции (кратко)


Производственная фирма "БАСК" - спонсор экспедициии АВП "Тура-2002".

    Как известно, на начало 2002 г. из 89-ти регионов России оставался только
один, никогда не посещённый автостопщиками -- Эвенкийский автономный округ
(88-rus)
. Он расположен в самом центре России, но весьма трудно достижим.
Заехать на машине сюда можно лишь по зимнику, с января по март.
    Круглогодичных автодорог здесь всего 14 (четырнадцать) км., на территории
770 тыс.кв.км. (больше, чем территория Украины!). На всей этой огромной
территории проживает менее 20 тысяч человек, что и делает Эвенкию самым
малонаселённым участком земной поверхности (после Антарктиды). Даже
    Гренландия заселена плотнее!

    Именно Эвенкийский АО, и его столица -- пос.Тура, расположенная в ~1500 км
к северу от Красноярска, и была объявлена (ещё в 2000 г) целью предстоящей
в 2002 г зимней экспедиции АВП. Технологии езды по зимникам были уже нами
испробованы в зимней поездке (2000 г) в заполярный город Нарьян-Мар,
которого тогда достигло 18 человек. Здесь, однако, ожидались бОльшие
трудности: холод (в Туре все дни нашего пребывания стоял мороз -48...-52,
да и по всей трассе севернее Байкита было прохладно), малый поток машин
(ожидание машин 1-2 дня -- нормальное явление), поголовное пьянство ещё
оставшегося кое-где местного населения.

    Каждый год, для завоза продуктов и ГСМ, с Большой земли в Туру возникает
один или два зимника. Маршрут одного: Красноярск - Енисейск - Байкит -
Тура, можно и так: Красноярск - Канск - Богучаны - Байкит - Тура, а другой
путь: Усть-Илимск - Ванавара - Тура. В этом году машины ходили через
Байкит, а зимник на Ванавару не был к февралю расчищен.

    От Москвы до Красноярска все ехали своими путями. А.Кротов был приглашён в
некоторые города и читал там лекции по автостопу. Большое спасибо всем:
Александру Тринееву (Ижевск), Андрею Кутузову (Тюмень), Сергею Шутову,
Владимиру Нефёдову, Николаю Фрейдлину (Новосибирск), и Артёму Князькину
(Барнаул), -- подготовившим сии просветительские мероприятия в своих
городах! Отдельно благодарю и всех тех, кто приглашал нас в гости и на
вписку во всех городах по пути следования (но к сожалению, не всех
многочисленных приглашантов нам удалось посетить, всё же мы были
ограничены во времени).

    28 января 2002 г. к 11 часам местного времени на Главпочтамте
г. Красноярска накопилось двенадцать участников Великой экспедиции. Это
были: Сергей Березницкий, А.Кротов, Женя Лохматый, Костя Савва, Илья
Саплин, Митя Ф., Т.Яшникова, Полина Кулешова, Аня, и трое жителей
г.Волжский Волгоградской обл.: Костя Абрамов, Руслан Осипов и Маша
Некрасова. Впоследствии обнаружился в мирах и тринадцатый участник
экспедиции, Саша Казанцев, пропустивший стрелку и влившийся в наши ряды
неожиданно для всех.

    Мурецы, кто 28, а кто и 29-го января, изошли из Красноярска. Трое --
Яшникова, Полина и Березницкий -- поехали в сторону Усть-Илимска и
Ванавары, где впоследствии и оказались. Зимника из Ванавары в Туру у тот
момент не было, и они направились в Туру окольным путём, о чём и расскажут
сами в своё время.

    Прочие десять из нас отправились единственно прямейшим путём -- на
Енисейск, Епишино и далее в сторону Северо-Енисейска, Куюмбы, Байкита,
Суринды, и Туры. Добирание было не простейшим. Машин оказалось немного, и
на 1600 км (Красноярск-Тура) нам потребовалась почти неделя. Так, в р-не
Суринды мы прожили в лесу около 28 часов в ожидании машин, разведя костёр
и занимаясь непрерывным лесоповалом. Двое волжцев (Костя и Маша) отстали
от нас на этом участке, достигли Байкита, прожили там неделю и поехали
домой. Также покинул нас Митя Ф., удовлетворившись достижением Куюмбы, и
Илья Саплин, развернувшийся назад после Байкита. Все они являлись
студентами и торопились на учёбы.

    4 февраля 2002 года, в поздний час вечера, шесть наиболее успешных
мудрецов ступили на улицы пос.Тура, достигнув цели нашей сей экспедиции,
покоряя последний, до той поры не посещённый ни одним автостопщиком,
регион России 88-rus. Имена сих людей уже известны всем -- это А.Кротов,
К.Савва, Ж.Лохматый, Р.Осипов, Аня (редкая в природе женщина) и Казанцев.

    Последующие дни мы прожили в Туре, распространяя знания о вольных
путешествиях чрез местные газету "Эвенкийская жизнь" (тираж 2000 экз.) и
ТВ. Подарили книги по автостопу всем желающим и даже не желающим того.
Даже губернатор Эвенкийского АО г-н Золотарев Б.Н. получил в подарок книги
по автостопу -- хотя, вероятно, пока не прочитал их.

    В Дорожном фонде Эвенкии и от водителей мы узнали о наличии и сущности
всех зимников Эвенкии, и собрали прочую полезную информацию, которая
войдёт в скоро выходящее издание "Вольной энциклопедии". Подробное
описании Эвенкии, Туры и иных населённых пунктов вы прочитаете именно там.
Также будет написан спец.рассказ об этом путешествии в Туру, а сегодня
мы не будем тратить байты на всё то.

    Улёт из Туры в Красноярск осложнялся нашей множественностью, а также
тёткою Надеждою Ивановною, живущей в аэропорту и не являющейся поборницей
авиастопа. Впрочем, вероятно, что люди, которые попытают счастья там в
иные дни, достигнут успеха. Грузовые борта, именуемые "спецрейс", летают
каждый почти день. Лётчики нормальные. Но мы избрали иной путь --
возвращения по зимникам.

    В поздний вечер воскресенья, 10-го февраля, Камаз с будкой забрал нас из
великой Туры -- всех, кроме Казанцева, коий остался в Туре изучать иные
методы возвращения. Ехали мы в кузове впятером около 85 часов подряд через
Суринду, Байкит, Богучаны, Канск, около 1700 км, и финишировали в
Красноярске в четверг около 13.30. Таким образом был поставлен рекорд
дальности проезда в нераздельной пятёрке в одной машине. Когда мы садились
в машину, было около -50С, а когда выходили, было +2С, так что можно
сказать, получился и своеобразный температурный рекорд.

    Расстались мы 14-го февраля в Красноярске. А.Кротов поехал в Москву
поездами цивильно, заезжая попутно к разным знакомым в гг.Омск, Златоуст и
Саранск. Прочие люди поехали своим ходом. Яшникова, Полина и Березницкий
нами не были встречены; судя по сообщениям в гостевой книге сайта АВП, они
посетили Ванавару и собирались всё же попасть в Туру мудрым путём. Ну да
они сами расскажут о себе.

    Таким образом, наука победила вновь! Успехи сей большой экспедиции АВП,
раскрывшей сущность последнего, до сих пор не посещённого никем региона
РФ, -- открывают вольным путешественникам новые горизонты. Подробности о
путешествии в Туру будут сообщены всем на ТУСОВКЕ АВП

    Итак, завершилась очередная, десятая Большая экспедиция АВП. О прочих
Больших экспедициях (Магадан-96, Салехард-97, Иран-97, Индия-98, 501-98,
Судан-99, Таджикистан-99, Нарьян-Мар-2000, Африка-2000-2001) каждый может
прочитать в книгах А.Кротова и на сайте АВП -- www.avp.travel.ru. Там же
через некоторое время появится и полный рассказ о сей новой поездке.

    А.Кротов. Москва, 20 февраля 2002 г.