Р-5

Р5 (Вологда - Кириллов - Вытегра - Пудож - Повенец - Медвежьегорск, подъезд к Кириллову)

    Великая трасса, связывающая северо-запад Вологодской области с Вологдой
и Питером, а также частично являющаяся срезкой при движении между Питером
и Архангельском. Полезна для знакомства со многими старинными городами,
достопримечательностями Севера, а участок за Липиным Бором интересен также
сам по себе :).


    До выезда из Вологды удобнее всего добраться автобусом на Молочное (107),
идет от Центра, по городу остановок почти не делает; точно останавливается
и на Юбиллейной. Доехать до закрытого поста ДПС. Машину на Кириллов есть
смысл брать здесь, пока ее не оккупировали тюлени. В выходные все легковушки
забиты, грузовиков крайне мало, да и они не всегда пусты. Обещанный Кротовым
суперавтобусный суперстоп не наблюдался (по крайней мере, в выходные точно).
Поток на выезде - 1-3 машины в минуту, далее за Новленским - 1 машина в 5
минут. Ближе к Кириллову есть локальное оживление. Автобусы теперь дорогие -
35 коп/км.


    В Кириллове. Основная достопримечательность - Кирилло-Белозерский
монастырь, расположенный на берегу озера. При его осмотре рюкзаки рекомендуется
оставить у ментов или у торговцев сувенирами. Монастырь также имеется и в дер.
Горицы (9 км от Кириллова; по трассе на Белозерск до поворота). Здесь же
находится пристань, порождающая рейсы на Белозерск, Вытегру + туристические.
В городе имеется столовая, но по выходным она не работает, много магазинов,
2-3 бара. Весьма полезна круглосуточная палатка "Чайка". Уровень цен - как в
Вологде. Интерференция баров и дискотеки генерирует заметное количество пьяной
молодежи, которая оседает к ночи у стен монастыря. В принципе особой опасности
она не представляет, но зрелище не из приятных. Автостанция находится в 10
минутах ходьбы от монастыря, одна из ее любопытных особенностей - автобус на
Печенгу, ходящий около 7 раз в _год_ :-))). Выезд на Вологду - в 15 минутах
ходьбы от монастыря. Голосовать лучше у бензоколонки, рядом с которой есть
забавное сооружение - вагончик с вывесками "Автозапчасти" и "Автостоп" :-))).
Я хотел выяснить сущность последней, но первая появившаяся на трассе машина
подобрала меня, так что не судьба...


    На Ферапонтово следует ехать не по гравийной дороге, а по трассе на Вологду
- 15 км до развилки на Липин Бор/Вытегру, а потом останется около 3,5 км до
поворота в село. Когда поток слаб, проще дойти пешком, хотя вечером
большинство машин идет именно в Ферапонтово. В селе есть 3 магазина (работают
с 8? до 23, цены на некоторые товары повыше, чем в Кириллове), гостиница,
библиотека, дом культуры и столовая (не ясно, работает ли вообще).В магазинах
иногда местные жители покупают продукты в долг. Монастырь расположен на холме
примерно в 1,5 км от трассы. Он не действующий, имеет меньшие масштабы, чем
Кирилло-Белозерский. Из экспозиций имеется уникальный Музей фресок Дионисия
(3 руб) и собор (12 руб). Действующим монастырь делать не планируется. Также
на его территории Вы можете встретить студентов из Москвы и Питера. Чем они
могут быть полезны, не ясно.


    Едем дальше. До Липина Бора - крупного поселка на берегу Белого озера -
ничего особенного, разве что поворот на Чарозеро и далее на Каргополь. Движение
в ту сторону интенсивностью, мягко говоря, не отличается, транзитный поток
минимален. Липин Бор находится в 4 км от трассы (не верьте картам!), поворот у
заправки. А вот теперь начинается самое интересное - поток постепенно сводится
к минимуму. Скоро временно окончится асфальт, но в ближайшее время его, скорее
всего, там сделают. Окончательно асфальт (а он здесь прекрасного качества!)
исчезнет километров через 40 после Л. Бора. Вместе с ним кончатся и машины.
На границе с Вытегорским районом поток минимален - 10-12 автомобилей в сутки.
Впрочем, они в какой-то мере возобновятся в Прокшино/Игнатьево (Черной Слободе)
- там поворот на Каргополь/Архангельск. А вот асфальт начнется от поворота на
Мирный и, постепенно ухудшаясь, продержится километров 30. Кто-то говорил про
убитый мост через Индоманку - новый уже работает! А вот деревянный мост через
Кему в Черной Слободе находится в плачевном состоянии. Новый весьма грандиозен
и посему до его открытия еще далеко.Посему старый эпизодически "чинят", по
словам драйверов, пару раз было, что его перед выходными "недочинивали", так
и оставляли непроезжим и приходилось класть доски/бревна, чтобы его переехать.
Вообще, участок дороги примерно от Липина Бора до поворота на Депо необычайно
красив - холмы, обрывы, сосновые боры с изрядным мхом, огромные валуны, быстрые
реки с порогами. По пути Вам будут встречаться зайцы, куницы, лоси и прочие
медведи - держите фотоаппарат наготове! Еще одно из свойств трассы - поток
идет попеременно то по старой, то по новой трассе. Если пойманная Вами машина
не проходная, то обязательно выясните у водителя, где Вам лучше выйти, чтобы
не уйти от "потока" - вероятно, в месте высадки спросить физически будет не
у кого! Что касается качества покрытия, то оно везде хорошее, есть лишь 3-4
разбитых грунтовых участка метров по 500. Посудите сами: мы с напарником
вышли на трассу около 7 часов у поворота на Чарозеро, в 8.30 появилась первая
машина - "Бычок" на Вытегру, из которого в 11.20 мы вылезли в Вытегре. 210 км
за 2.50 - по-моему неплохо! От Л.Бора до поворота на Анненский Мост мы видели
штук 6 встречных автотранспортов + штук 5 камазов дорожников. После А. Моста
появляется асфальт, движение заметно оживляется. После Л.Бора существенную
часть потока составляют автобусы - Вологда-Вытегра (сейчас еж.), Череповец-
Вытегра (не более 3 раз в неделю), Вытегра-Депо (несколько раз в день) и еще
что-то в пригородах Вытегры.


    В самой Вытегре полезно посетить кафе-столовую (от аптеки 5 минут в сторону
Вологды), музей, находящийся в церкви. Также есть небольшой музей, связанный
с Мариинской системой и пр. Достойна осмотра и сама система шлюзов, она прости-
рается на несколько километров вдоль трассы на Вологду. Больше ничего выдающегося
не выявлено. Выезжать на Злодейку/Питер лучше от бензоколонки, что за мостом
через канал, там неплохой левый поворот. Там же могут тусоваться тюлени.


    Вообще тюлени в Вологодской и Ярославской областях отличаются тем, что могут в
изрядных количествах (до 15 чел.) выползать на трассу и _НИЧЕГО_ не делать! :-)
Лишь иногда кто-нибудь из них лениво шевельнет рукой. И все это может длиться
часа 2! Так вот, если на выезде таковые будут замечены, отделитесь от них (а
некоторые будут пытаться встать рядом с Вами) и селектируйте машину на Ошту.
До нее около 70 км, но транспорт проходит их часа за полтора - покрытие
представляет собой чередующийся асфальт и корявый грунт. До Мегры (38 км)
имеется оживленное движение лесовозов, после нее можно ожидать 1 машину в 20
мин. Из Ошты в Питерскую область идет мало машин (1 минут в 40), заметную
часть составляют питерские легковушки, не очень желающие подвозить. Среди
них много иномарок, есть джипы с братками. Думаю, что господа из Ультры их
все же завалят. Внимание! Важная особенность: основной поток на Подпорожье
сворачивает в сторону Вознесенья, далее через 11 км идет по асфальтовой
дороге (на картах обозначена как не имеющая покрытия) через Кипрушино и
километров через 12 выходит на прямую трассу. Поток - 1 машина в 20-30 мин.,
чем ближе к Подпорожью, тем больше. Имеются лесовозы. Перед поворотом на
Винницы есть грунтовый участок ок. 25 км нормального качества. Еще одна
полезная деталь: водитель рейсового автобуса, принадлежащего автоколонне из
Подпорожья сказал, что у них принято подбирать стопщиков в комбезах и везти
бесплатно! В Подпорожье на Злодейку лучше ехать от бензоколонки. Вечером
поток слаб, все идут из Питера в Подпорожье, а также в Вологодскую область
(вполне достойный трафик). Ночью может происходить извержение фур в сторону
Питера, но половина их забита. Переполненные автобусы (не Подпорожской
автоколонны) стопится не желают. Большинство машин в сторону Питера
проходят утром. Ну а за Злодейкой (до нее 40 км) уже ничего особенного.
Ну в общем-то и все! В завершение лишь отмечу, что после всего этого стоп
на М10 нас не впечатлил, и мы отправились отсыпаться в электрички. М10-suxx,
Р5 - rulezzz forever!!! :-))))

Алексей Быков, июнь 2000
[email protected]

Это станица "Вольной Энциклопедии-2"
АВП, раздел АВТОДОРОГИ