Новосибирск.
	Долгая дорога в Новосибирск.

	15 июля 1998 года. 

	Проснулся утром в 6 часов по Москве – солнце уже высоко! Машины туда-
сюда. Словно поторапливают: быстрее, быстрее – на трассу!

 	Через 10 минут торможу КАМАЗ-автокран. Почему бы и нет!? До Калачинска? 
Поехали! Проехали выездную табличку Омска. Трасса действительно новая – 
местами даже асфальта нет! Зато бетонка ровная, прямая, как на аэродроме. На 
перекрестках сделаны развязки с круговым движением. Калачинск – налево, 
Новосибирск – прямо. Постояв пять минут, иду завтракать в харчевню рядом. 

	Налил в вагончике воды в котелок, на огне мангала для шашлыков приготовил 
вермишель. Сладкий чай попил с баранками. После завтрака вновь пошел на 
круг и голосую в сторону Новосибирска. Впереди видно табличку «ТАТАРСК 
102, Новосибирск 606» Машин мало, погода жаркая. Все водители показывают 
жестами что они местные и с ними ехать не имеет смысла. Есть и заведомо 
дальние машины – Перегонщики везут новые «Лады» на продажу. Они всегда 
едут одни и никого не желают брать, как будто я им товарный вид испорчу. 

	Иногда, когда по ним голосуешь, они показывают жестом: «Не видишь что ли? 
Занят я!» Через 25 минут на «Жигулях» доехал до следующего такого же круга. 

	Стоять очень тоскливо – ни облачка, ни деревушки, вокруг – леса да поля. 

 	Через пол часа останавливается МАЗ с прицепом, выясняется, что он везет 
песок на стройку на границу областей. Сажусь в кабину. По пути замечаю, что 
дорога совсем новая, краска разметки еще белая, а километровые столбы еще не 
надписаны. Высадил он меня на «совсем новом» перекрестке – даже трава на 
откосах еще не выросла. Рядом кафе и строящаяся бензозаправка. МАЗ вывалил 
песок, постоял у кафе и уехал обратно, а я все стою. Стопа совсем нет. Жарко 
очень. Машины вообще куда-то все делись, как будто нет впереди еще 
половины Страны! 

Новая трасса между Омском и Новосибирском. 
	Поворот налево – к Ивановке. Визуально вижу ж\д станцию. 

	Засекаю время – 1 машина за 10 минут, может пойти на станцию? Через час и 
двадцать минут(!) удалось застопить старенький микроавтобус УАЗ-452. 

	Машина – Зверь! Через 100 метров шоссе неожиданно закончилось (понятно, 
почему не было машин!), ехать пришлось по пыльно-глиняной колее в поле. Так 
вот, этот автобус выделывал чудеса, – взбирался на крутые горы, ехал под 
значительным боковым креном! И все это в кромешной пыли и по огромным 
ухабам! Ни одна другая машина не смогла бы выделывать такие трюки. 

	Водитель же УАЗа был к этому привычно подготовлен: на полу салона он возил 
три слоя кирпичей для балласта, за счет них достигал феноменальной 
устойчивости. Так мы ехали 23 км. Вдоль колеи строители строят хорошую 
дорогу. Работают, по словам водителя, с восьми утра до восьми вечера без 
выходных. Обещают достроить к зиме. 

 	В 12-20 геройский автобус свернул в Татарск, а я остался на повороте. Позже 
понял, что зря! Через эти ухабы навряд ли кто-то еще прорвется. В 12-50 
подбросил до следующего перекрестка грузовик-КМАЗ и свернул в Казаткуль. 

	Здесь, посреди широкой бетонки я простоял на самой жаре до 14 часов. 

	Грузовиков не было. Редкие легковушки шарахались от меня, как будто увидели 
привидение. Тут уже нервы мои сдали и перед глазами поплыли круги. Я понял, 
что сейчас у меня будет Солнечный Удар, а вокруг – никого! Из последних сил 
выволок рюкзак в центр перекрестка – уехать бы куда-нибудь. Лишь бы там 
была вода и тень! 

	 …Грузовик ехал в Татарск, как раз до колодца, воды набрать. Попил, 
поплескался на себя из бутылки, отдохнул в тенечке и пошел на станцию. 

	Вокзал большой и красивый. Ходит бдительная милиция. Электричка на Восток 
только в три часа ночи! Зашел в кафе заварить чай и картофельное пюре. За 
столиком сидит местный парень (из «крутых») в окружении девчонок. 

	Разговорились, угощают газировкой. Дарю на память «В.В.» После обеда пошел 
к Дежурной по станции, узнать насчет товарняков в Барабинск. Дежурная, 
выслушав меня:

	- Идите в соседнюю комнату, подождите, сейчас к половине седьмого придет 
локомотивная бригада на Барабинск, если с ними договоритесь, то уедете. 
	- Спасибо, большое. А где эта комната? 
	- Там, в коридоре, на двери написано.

	Вышел в прохладный коридор. На соседней двери табличка КОМНАТА 
ОЖИДАНИЯ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД. (Специально для автостопщиков?!)

	В комнате два окна, стол и скамейки. Подарив Дежурной «В.В.» сел за стол 
писать дневник. Писать дневник мне мешали другие локомотивные бригады, 
которые ехали в Новосибирск. Они заходили в комнату, курили у окна в 
ожидании формирования составов на Запад и расспрашивали меня о сущности 
Вольных Путешествий. Я решил, что писание дневника не такое уж срочное 
дело и стал просвещать машинистов о Научных Методах проезда по железной 
дороге. 

 	Под мои разговоры в комнату набиралось все больше людей, одни приходили, 
другие уходили… Как оказалось, послушали меня и ушли на улицу и те 
машинисты, с которыми я собирался уехать. Но бдительная тетушка-"дежурная 
по станции", вовремя выскочила к нам в комнату и послала меня на восьмой 
путь, догонять нужную бригаду. Догнал я их уже воле локомотива. Один уже 
куда-то влез, второй еще стоит рядом. Спрашиваю:

	- Добрый вечер. Вы – машинист?
	- А что?
	- Вы в Барабинск едете?
	- А короче?
	- Да я вот… тоже хотел бы в Барабинск уехать, а то машин на трассе нет…
	Голос сверху, видимо, машиниста:
	- Уедешь, уедешь… Вон иди к задней кабине, подожди там пять минут…

	Ура! Мой первый в жизни «автостоп второго рода»! Бегу. Жду.
Машинист поднял токоприемники, запустил двигатель. Через пять минут 
открыли дверь и приняли мой рюкзак. Я залезаю следом и сразу дарю 
приготовленный заранее «В.В.» Уважаемый читатель! Если ты будешь 
публиковаться в «Вольном Ветре», не бери гонорар деньгами (Фу!) – возьми 
газетами! Потом это окупиться тебе «с троицей», да и друзей порадуешь.

  	Итак, вписка в локомотив состоялась в 18-30. Меня предупредили, чтобы я 
ничего не трогал и ни на что не нажимал. На станциях мне не следовало 
высовываться, т.к., если меня заметят, то у машинистов могут быть 
неприятности. Я сел на пол кабины, облокотившись на рюкзак спиной. Так я 
был абсолютно невидим с улицы и к тому же мог поспать. Однако через 10 
минут в кабину вошли еще два мужика. Как я понял, это были тоже машинисты, 
только они уже возвращались домой. Они зажгли свет и стали играть в карты. Я 
сел на сиденье, но в карты играть отказался. 

	 В Барабинск прибыли в 21-30. На прощанье я подарил бригаде подвозившей 
меня в первом железнодорожном стопе книгу ПВП (в придачу к «В.В.»). Мой 
локомотив дальше ехать не собирался, и я покинул его. На соседнем пути стоял 
другой локомотив «под парами», тоже в сторону Новосибирска. Но машинист 
этого локомотива сразу замахал на меня руками: «…никого брать не будем! 
Итак, всего второй рейс за месяц, а тут еще и премию срежут!» 

 	Вся станция Барабинск была забита составами на Восток, но когда они поедут 
никто не загадывал, т.к. это было в разгар «Рельсовой Войны», когда шахтеры 
перекрывали магистрали требуя зарплаты. Пикет шахтеров был в Кемеровской 
области, а составы останавливали уже в Новосибирской, видимо, дальше уже 
просто некуда было их загонять. 

 	На всякий случай я решил разыскать Дежурного по станции Барабинск. За 
пультом сидел полный мужчина и рядом парень лет 17-ти. В этой же комнате 
находились еще несколько мужчин, видимо ожидавших, когда выясниться их 
судьба «ехать – не ехать». Я постучал, вошел и представился. Дежурный и 
остальные сразу оживились: «…О! К нам приехал путешественник! Давненько 
никто не заглядывал….» Но помочь они мне ничем не могли, т.к. в 
Новосибирске все пути уже забиты товарняками, а шахтеры пропускают только 
пассажирские поезда. Так они и сидят в Барабинске, не зная когда поедут 
дальше. На пассажирских поездах я ехать не хотел, т.к. это будет уже не 
Автостоп в чистом виде.

	 Мне объяснили, что возле Барабинска есть пост ГАИ. И я пошел к нему 
пешком. Оказалось, что идти нужно пять километров, хоть и по самой короткой 
дороге. Возле поста обнаружилось целое скопление машин, водители которых 
спали в кабинах. Попросил у гаишника попить воды и поинтересовался где 
лучше ставить палатку. Мне ответили: «Вот там и там – сыро. Здесь – посуше".

 	Поблагодарив, я отошел в поле на 25 метров и поставил палатку прямо 
напротив поста в свете фонарей. Когда засыпал, на часах было 12 ночи…
  	Вылез из палатки в 3-20 по Москве. Уже светло, водители вокруг 
просыпаются, и мне пора подстраиваться под их режим. Собрался и подошел к 
посту. На трассе висят дорожные знаки, показывающие, что через 29 км на 
Запад трасса кончается и что машинам, следующим в Омск, нужно здесь 
сворачивать в Барабинск. Рядом стоял КаМАЗ, водители которого 
раскочегаривали примус. Они везли из Германии груз «Гуманитарной Помощи» 
в Новосибирск, но, к сожалению, подвезти меня не могли, потому что в их 
машине только два сидения. С ними я попил чаю, умылся и начал голосовать. 

	Мимо шла колонна из трех военных КаМАЗов. Остановился тот, который шел 
третьим. Водитель приоткрыл дверцу и крикнул: «Садись быстрее!» Я мигом 
сорвал рюкзак с плеч и влетел в кабину. Пока водитель расспрашивал меня «кто 
да откуда» я ощупывал рюкзак в поисках таблички «АВТОСТОП=50RUS». Эта 
очень ценная для меня вещь, т.к. надпись сделана катафотной лентой. Она была 
прикреплена к рюкзаку во время голосования. Сообразив, что должно быть, 
табличка слетела во время моего прыжка, и еще раз тщательно обшарив кабину, 
я попросил водителя немедленно высадить меня прямо в чистом поле. 

 	Мы успели проехать уже шесть километров. Несмотря на ранний час (8-50 по 
местному времени) солнце уже жарило во всю. В наказанье себе пришлось 
возвращаться к посту пешком. Навстречу мне проехала машина с Гуманитарной 
Помощью, недоуменно просигналив, «отчего это я иду пешком в обратную 
сторону?!» Это меня еще больше разозлило и я застопил первый же 
подвернувшийся «под горячую руку» цементовоз. Выскочив из цементовоза, 
вернулся на место посадки в военный КаМАЗ и не обнаружил таблички. 

	Стоявший рядом гаишник только улыбнулся:

	- Да забрали ее на сувенир!
	- Да кто забрал?! Зачем!?
	- Красная «девятка». На память. 
	- Куда она пошла? (догоню сволочь и проколю все пять колес!)
	-   В Барабинск…
	- Надо было себе ее (табличку) взять. Я же за ней специально вернулся! Где 
теперь ту ««Девятку»» искать? Какой номер? (я набросился на гаишника, как 
будто он виноват в моей рассеянности.)
	- Да откуда я знаю…

	Немного остыв, я попросил постового выловить эту «Девятку» в следующий раз 
и забрать «Сувенир» к себе на пост. Пообещав, что когда буду ехать обратно, 
обязательно заеду и заберу…

	  Утреннюю волну я уже упустил. Стоял долго и тоскливо. В 7-25 остановил 
«Ниву» с надписью «ГОСТЕЛЕРАДИО НОВОСИБИРСК» на двери. Пожилой 
водитель ехал один. Он оказался лихачом, а его машина (4х4) очень шустрой. 
На полпути мы остановились долить бензину из канистры. 

вот на этой машине я и въехал в Новосибирск.
	Сфотографировался и подарил водителю газету «В.В.» «для Новосибирского 
телевидения». В 10-40 мы въехали в Новосибирск. Водитель спросил: 

	- Куда тебе надо?

	 Я открыл свою записную книжку с адресами, так называемый «Рингушник» на 
букву «Н»:

	- Ага. Вот Ася, живущая на улице Ватутина… с нее и начнем.
	- Давай я тебя подброшу.
	- Спасибо. Если по пути.

	Высадился я прямо перед домом Аси. Читателю она уже известна по книге А. 
Кротова «Вперед к Магадану!» Достав из рюкзака «Магадан» и, перечитав еще 
раз раздел «В гостях у Аси», прямо с раскрытой книгой в руке нажал кнопку 
звонка. Увы, дверь открыла Асина мама. Сама Ася в эти дни жила с ребенком на 
даче. Зная по книге, что Асина мама отрицательно относиться к «вписчикам» я 
ничего ей не стал рассказывать – просто попрощался.

	 Поскольку еще было довольно рано устраиваться на ночлег, решил 
повременить с поисками вписки и поискать в Новосибирске Интернет. Молодые 
люди, гулявшие во дворе, посоветовали мне дойти пешком до Новосибирского 
Университета. 

 	Зайдя в холл десятиэтажного здания, я обратился к вахтерше с вопросом: «А 
где здесь у Вас Интернет?» Но вахтерша ничего об этом не слыхивала. Тут 
рядом открылся лифт и в него зашел человек. Рассудив, что навряд ли Интернет 
есть на первом этаже, (а подниматься по лестнице с рюкзаком мне совсем не 
хотелось!) я впрыгнул в кабину и задал человеку тот же вопрос. «Так у нас! На 
десятом этаже". - Сказал человек. Я быстро объяснил ему что хочу, человек 
предложил тут же решить мою проблему. Оказалось, что лифт в НГУ ходит 
только на шестой и десятый этажи. (Бзик у него такой!) Но в этот раз, толи из-
за наличия автостопщика, толи из-за жары, он согласился ехать лишь до 
шестого. Оставшиеся четыре этажа нам пришлось пройти по лестнице. Я 
поднимался с рюкзаком и до десятого этажа взмок от пота. Ведомый человеком 
в двери, я оказался в светлом офисе с кондиционерами и факсами-ксероксами. 

	За компьютерами сидели люди в белых рубашках с галстуками, пили кофе из 
дорогих чашек. Ввалившись вслед за человеком, я сбросил рюкзак на мягкий 
пол, и наполнил помещение запахом пота от своей грязной футболки. Все сразу 
повскакали с мест и вышли из комнаты, якобы для того чтобы принести 
«путешественнику» холодной минералки и освободить доступ к компьютеру. 

 	Оказывается, здесь располагалась фирма, предоставляющая доступ к 
Интернету через антенны, так чтобы телефон оставался свободен. (Обычно 
подключение происходит через телефонную линию.) 

	 Попив воды и написав письмо, я подошел к окну, откуда открывалась 
прекрасная панорама города. Мне показали в бинокль, где находиться 
Академгородок и как добраться до Оби. 

	 Выйдя на улицу, я застопил «Жигули» до того берега Оби. Переехав чрез 
длинный мост, устроил купание с мылом и постирал футболку. Центральный 
пляж был напротив, – народу купалось уйма! Для меня очень необычно было то, 
что у такой широкой реки оказалось столь сильное течение. На моем берегу был 
Дикий пляж с кустиками, в которых, при сильном желании, можно было бы и 
переночевать. 

	 Во время купания, обратил внимание что мыло с поверхности тела смылось 
очень быстро, а вода на коже собралась в капельки – это признак того, что вода 
слишком «мягкая» - где-то что-то спускают в реку…

 	После купания я купил лаваш и кефир, дошел до ближайшей скамейки в сквере,  
устроил обеденный перекус. Оказалось, что я сижу на улице Восход, в доме 28-а 
по которой расположена Областная Станция Юных Туристов (СЮТур). Дом 28 
я нашел быстро, а вот где расположен дом 28-а, не знали даже жильцы этого 
двора. Наконец, в поисках дома-невидимки зашел в какую-то контору, откуда 
позвонил по имеющемуся телефону. Работники сей конторы слышали о 
СЮТур, даже были приглашены как-то на Новогодний Вечер туда, но где это 
находиться – не знали. Наконец, по телефону выяснили, что 28-а – Детский Сад, 
скрытый деревьями в глубине двора. Посетив СЮТур, пообщался с 
несколькими людьми еще не успевшими в этот час уехать домой. Мне сказали, 
что утром придет краевед, у которой я смогу получить все интересующие меня 
сведения о достопримечательностях Новосибирска. 

 	Из СЮТура я позвонил на вторую имевшуюся у меня от Кротова вписку. 
(Помните «В гостях у Влада»?). Получив приглашение в гости, сменив две 
машины, приехал прямо к нужному дому и был очень приветливо принят 
Владом и его матушкой Зинаидой Тимофеевной. Матушка была немного 
сердита на Кротова, за то, что он описал ее как «любительницу Зюганова», но в 
целом, отнеслась к очередному вписчику очень хорошо. Сам Влад болел 
тяжелой болезнью и просил передать Кротову, что больше не сможет вписывать 
и его адрес давать никому в будущем не следует. 

 	Помывшись-постиравшись, мы поужинали гречневой кашей и после долгих 
разговоров наконец-то легли спать.

=дальше, следующую главу=

Повествование Григория Лапшина "Автостопом на Байкал" ©

Zip архив всей книги (160 кб.)