Максим Штыб - представитель АВП в С-Петербурге. Широко известен в
КСПшных кругах и не менее - в автостопных.
    Совершил множество очень интересных вольных путешествий.
К сожалению, пока написал только два рассказа, но, надеемся, будут и еще.


СЛУЧАЙНАЯ ПОЕЗДКА

    Случилось мне однажды оказаться, будучи в отпуске, на слёте во Владимирской области.
Когда слёт кончился, я, находясь в очень плохом расположении духа, решил съездить
развеяться. Рядом находилась трасса М7, по которой мы с моей спутницей Наташей Мои-
сеевой собрались проехать до Владимира, а потом до Нижнего Новгорода. Мы надели
рюкзаки и под моросящим дождём вышли на трассу.

   Под ногами мокрая трасса,
    Небо пасмурно над головой
    Я жду попутного “КАМАЗа”
    В пятнашки поиграть с судьбой
    Ведь на душе, как на небе погода –
    Там холодно и дождик моросит
    На сердце рану буду я лечить дорогой
    И потому стою, жду, кто затормозит.


    Простояли мы недолго, но уже вымокли, вдруг с изрядной скорости, замигав нам
поворотником, плавно останавливается КАМАЗ. Мы попросились до Владимира. Водитель -
молодой татарин, заботливо включил печку, вокруг поплыли сельские просторы и деревни с
церквами - это Владимирская область. Как подъехали к Владимиру, выяснилось, что дальше
машина идёт в сторону Нижнего Новгорода. Решив, что во Владимир мы заедем как ни будь
потом, мы попросили повезти нас дальше. Посмотрев с холмов “объездной”(1) на маячащие,
на горизонте Владимирские соборы мы покинули город Владимир и въехали в деревню
Боголюбово, основанную в 11 веке князем Андреем Боголюбским.


    Посмотрев на монастырь, основанный на месте палат князя, мы заехали на мост
через реку Нерль. Справа на месте слияния Нерли с Клязьмой нам открылся шедевр
мирового зодчества - церковь “Покрова на Нерли”. Белый храм гармонично смотрелся в
зелёном обрамлении деревьев на фоне серого неба. Продолжив путь на нашей “одиночке”(2)
мы проехали поворот на Ковров, затем старинную деревню Гороховец, ранее бывшую
городом и имеющую свой герб. Сейчас это райцентр.


    Затем мы въехали в Нижегородскую область. В процессе общения мы выяснили,
что машина идёт в Казань. Тут я вспомнил, что в Казани у меня живёт армейский друг, и не
съездить ли мне туда. Наташа не возражала. Когда мы изложили нашу идею водителю, он
очень удивился, но был не против - мол, веселее будет. Проехав вечерний Нижний, мы
нашли за ним площадку и встали ночевать. На двух примусах (моём и водительском) мы
быстро сготовили макароны и чай, поели, попили и все втроём залезли в кабину спать - мы
с Наташей на сиденьях “валетом”(3), а водитель на спальной полке. Ночью я проснулся от
того, что машина покачнулась, но не придав этому значения снова уснул. На утро
выяснилось, что злоумышленники вспороли тент и залезли в кузов. Правда, больничные
лифты вряд ли их интересовали, наши рюкзаки к счастью - тоже. Они лишь взяли топор и
ушли (Стоило резать тент!). Позавтракав мы завели машину - и снова в путь.


    Осталась позади Нижегородская область и мы оказались в Чувашии. Стало
меньше лесов, появились холмы, вместо деревенек с рощицами и перелесками - посёлки с
бескрайними полями вокруг. Через несколько часов мы достигли столицы Чувашии города
Чебоксары и быстро миновав его по “объездной” устремились далее. Леса исчезли совсем,
холмы стали выше, появились степи - мы въехали в Татарстан. Машина - как лошадь,
почуявшая близость дома разогналась. На скорости “за сотню”(4) мы, как корабль на волну
взлетали на вершину холма, обозревали местность сверху, а потом, как самолёт на посадку -
вниз. Вокруг - татарские деревни с мечетями и такими названиями, что язык сломаешь.


    Забрезжила заметная издали Волга, мы спустились с холма к паромной
переправе. Волга в этих краях широка - более километра, поэтому тут не плот на тросу
ходит, а самоходные паромчики, похожие на баржу с высокой надстройкой. Мы въехали на
подошедший паром и, выйдя из машины, стали наслаждаться неожиданным водным
путешествием. Как приятно вместо душной кабины, где грохочет музыка подышать свежим
влажным воздухом, послушать шум волн, посмотреть на след корабля за кормой и на
пейзажи вокруг. Когда, закончив плавание, мы искупались, нам стало ещё лучше, и мы
продолжили свой путь.


    Приехав в город Зеленодольск, мы покинули наш “Камаз”, ставший почти родным
- водитель сказал, что разгружается здесь и ждать его не стоит. Пересев на станции Зелёный
дол в поезд мы стали любоваться в окно непривычными нашему глазу видами. Вдруг в вагон
вошёл дервиш - восточный паломник, известный нам лишь по сказкам. Это был старик в
тюбетейке и с полумесяцем на шее. Он пробормотал по-татарски что-то похожее на
молитву и прошёл по вагону, собирая подаяния. Вскоре мы приехали в Казань...

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ КАЗАНИ


    Пробыв в Казани несколько дней, мы собрались обратно. Распрощавшись с друзьями,
мы выехали на трассу. Довольно долго никто не останавливался, многие показывали, что
возьмут лишь одного. Затормозил “КАМАЗ”.


    - Горький, Чебоксары? Ребята, а вы знаете - тут две дороги. Одна через паром, другая
- через мост. Я могу немного подвезти вас по второй.


    Проехав пресловутый мост, мы вышли на сложной развилке и встали на нужном от-
ветвлении, тревожно поглядывая в сторону надвигающейся тучи. Остановился самосвал. По
дороге мы выяснили, что это трасса на Симбирск, а на Нижний Новгород почти параллель-
но идёт новая трасса, здесь почти никто не ездит. Нам надо добраться до Тюрлямы, поворот
на которую находится километрах в десяти от места, где нас высадят. Скоро “КАМАЗ”
свернул на стройку, а нас подобрал колхозный автобус с татарскими колхозниками, которые
удивлённо разглядывали наши рюкзаки, мой камуфляж и Наташину анорачку - ведь в глуби-
не Татарстана туристов не бывает!


    Узнав, что мы из Петербурга и едем в Нижний Новгород, татары удивились ещё
больше, а нам подошло время выходить. Поворот на Тюрляму представлял собой обычную
сельскую дорогу с остатками асфальта и следами прогона скота. Рядом - селение с мечетью
в центре. Приехали - так приехали...


    Местный мотоциклист сказал, что до Тюрлямы пять километров, но едва мы собра-
лись идти пешком, как остановился “КАМАЗ”. Водитель сказал, что с удовольствием бы
подвёз, но 8(!) километров не доезжает. Я так удивился, что захлопнул дверь. Возник зако-
номерный вопрос - сколько же до Тюрлямы?


    Водитель “ЗИЛа” ответил, что едет до некоего города, что в двадцати километрах, а
оттуда - столько же. Мы озадачились - день клонился к вечеру, а вечерять в глубине Татарии
не хотелось. Разделились: я продолжал стопить на Тюрляму, а Наташа - в Казань. Ей и уда-
лось остановить грузопассажирский “УАЗ”, который резво вернул нас под Казань.


    Стало темнеть, стопить ночью не хотелось и вдруг, О чудо! - остановился “КАМАЗ-
шаланда”(5). Двое водителей ехали в Чебоксары. Один из них перебрался на спальную пол-
ку, мы вместились, и за непринуждённой беседой двинулись в путь. Через некоторое время
в наступивших сумерках проступили леса. Я удивился и спросил, где мы едем. Оказалось,
что мы едем по другой дороге через Марийскую АССР. Вскоре поднялся туман, который с
трудом пробивали фары автомобиля. Вдруг мы увидели в белой дымке серую точку, бол-
тающуюся по дороге. Мы скинули скорость, и правильно, ибо точка оказалась на поверку
нетрезвым человеком в белом плаще, вытворяющем на велосипеде различные трюки. Оче-
редным (к счастью не последним) его фортелем был проезд вблизи нашего бампера. Мы ос-
тановились, водитель вышел и высказал “циркачу” всё, что он думает о его поведении, после
чего наша машина продолжила поездку через туманные сумерки. Миновав их мы уже в тем-
ноте подъехали к Чебоксарам. Водители спросили, есть ли у нас вписка в Чебоксарах, мы
ответили, что нет, тогда они сказали, что принять нас не могут, а ночью гулять по Чебокса-
рам опасно и нам лучше выйти на посту ГАИ. Так мы оказались на въездном посту со сто-
роны Марийки(7). Над нами расстилалось звёздное небо с яркой луной, рядом чернел лес,
вдали шумела на знаменитой Чебоксарской ГЭС, Волга. Ещё дальше виднелись огни самих
Чебоксар, Но уехать со столь замечательного места нам не удавалось. Даже до Нижегород-
ской трассы никто не ехал.


    Вдруг к нам подошёл немолодой муж, спросил о нас и предложил пойти к нему в
гости. Мы согласились. Он отвёл нас в близлежащий посёлок к своему дому. Его звали
Юрий, семья уехала в город, а он остался в одиночестве.


    Мы были радушно приняты Юрием в доме, построенном его руками. Он очень гор-
дился своей мастерской и встроенной в дом банькой. Предлагалось её даже истопить, но по
усталости - отказались. Вскоре поспела еда, к которой приложился домашний самогон. Мы
ещё немного пообщались и легли спать.


    С утра Юрий нас разбудил, накормил, отвёл назад на трассу, попросив знакомых ин-
спекторов отправить нас хотя бы на выездной пост. Там мы простояли довольно долго, пока
нас не подобрал молоковоз, ехавший километров за сто в родной колхоз.


    Водитель - разговорчивый молодой человек, рассказавший, что охотно берёт попут-
чиков, ибо одному ехать скучно, а ему случается ездить в дальние командировки: Вот не-
давно он ездил в наш родной Санкт-Петербург за жиром. Я удивился, поскольку раньше ду-
мал, что молоковоз - машина местная и далеко не ездит. За беседой мы доехали до нужного
поворота и тепло расстались. На сей раз, мы оказались в глубине Чувашии на вершине хол-
ма. Греясь на солнышке и любуясь окружающими пейзажами мы продолжали стопить. День
пошёл за полдень, потом - далее, а машина, что взяла бы двоих не останавливалась - навер-
ное, восприятию нас на дороге мешала автобусная остановка, находящаяся далее, забитая
народом не очень успешно ожидающим транспорта. А ещё многие водители подымали ука-
зательный (не путать с большим!) палец - мол “возьму одного”. Вычислив, что в Нижний
Новгород мы успеваем с трудом, а ведь после 22 часов в нужный нам район не доехать, мы
решили разделиться.


    Через некоторое время нам остановилась Ярославская “шаланда” и Наташа уехала.
Простояв ещё минут сорок я остановил порожний “ЗИЛ” с Воронежскими номерами. Води-
тель - Женя торопился домой, выжимая из довольно новой машины 120 километров в час.
Вскоре мы догнали Ярославскую “шаланду”, где ехала Наташа. Я высунулся и стал махать
руками. Наташа помахала тоже, а водитель трубно просигналил. Женя сбросил скорость и
расспросил, кто это и что это. Завязался разговор, вскоре водитель снова вдарил “по газам”
и “шаланда” осталась позади.


    Проезжая через Нижегородскую окраину Женя высадил меня, я отправился на
“вписку”, полтора часа спустя туда приехала и Наташа...

1997 г.
МАКСИМ ЭДУАРДОВИЧ ШТЫБ
Подготовка и печать: Айка. “Перекрёсток”. Айкин-Холл. 1997